Where the Goats Are – это игра-история о небольшой сельской усадьбе, доживающей свои мирный деньки. Игрок управляет ее старой владелицей и по совместительству единственным жильцом – Тиквой, которая занимается производством сыра, сбором куриных яиц и, разумеется, уходом за козами. Если у нее выдается свободная минутка, она может полить свое растение, порисовать на песке или помолиться.
На рынке инди-игр хватает подобных проектов с упором на спокойное повествование. От магического реализма Kentucky Route Zero до замечательной Lieve Oma и экспериментального симулятора смерти на чужой планете Orchids to Dusk – игрокам есть из чего выбирать, когда дело доходит до безмятежно-нарративных игр, уделяющих основное внимание какой-либо истории.
Минималистичная графика, такой же минималистичный саундтрек и Глубокий Философский Смысл наводят на мысль, что эта нарративная игра о козах от Memory of God не сможет предложить ничего, что еще не успели осветить другие представители этого уже довольно обширного жанра. К счастью, проведя несколько прохождений с Тиквой и ее козами, я обнаружил, что это совершенно не так. Это песочница в буквальном и переносном смысле, которая, в отличие от своих современников, не пытается навязать игроку один-единственный посыл.
В этом маленьком, наполненном козами мирке, только мы решаем, что важно, а что нет.
Обратите внимание на то, что эта статья содержит спойлеры к игре Where the Goats Are. Если вы еще не играли в нее, ее можно скачать с itch.io за любую цену.
Как я искал коз и скрытый смысл
Несмотря на свою очевидную неоднозначность и непрямолинейность, первое прохождение Where the Goats Are вызвало у меня ощущение, словно я сделал что-то не так. Под красивой оберткой из коз, куриц и истории о конце света я обнаружил обычную игру. Точнее, симулятор управления фермой, производства сыра и ухода за козами. Игру, в которой главная цель – успеть как можно больше за время, отведенное Тикве, и забить на все остальное, и в особенности – на философский посыл о глобализации и смерти.
Несмотря на то, что, технически, Where the Goats Are – это что-то вроде микро-песочницы, описание от разработчика предполагает, что к этой «неспешной, медитативной» игре не стоит применять холодный, расчетливый, целенаправленный подход. Но если уж она настолько неоднозначна и открыта к различным интерпретациям, разве тут может быть неправильный подход?
Полностью проигнорировав нарратив и глубокий подтекст, пытаясь добиться как можно лучших результатов, делал ли я все как надо, или же я просто идиот и ничего не понял? Давайте узнаем.
Жизнь в симуляторе фермы
События Where the Goats Are разворачиваются во время стремительной и неожиданной катастрофы, невидимого апокалипсиса, который медленно, но верно добирается до усадьбы Тиквы. Узнать о том, что происходит во внешнем мире, мы можем только из писем от родственников и друзей Тиквы. Сначала это просто теплый обмен впечатлениями, в конце – отчаянные крики о помощи, поспешно нацарапанные на салфетках.
Основные игровые механики (производство сыра, выращивание цыплят, поливание растений и т.д.) игроку приходится осваивать самостоятельно. И в этом нет ничего плохого, поскольку, с точки зрения повествования, заниматься всеми эти вещами необязательно – история все равно произойдет. Даже разработчик Memory of God говорит, что «все можно делать по желанию».
Вне зависимости от того, делаем ли мы сыр, собираем ли яйца, читаем письма или нет, конец всегда один и тот же. Тиква, ее козы и ее усадьба умирают. И поэтому главная суть игры – решить, как Тиква проведет последние дни своей жизни.
Когда я проходил Where the Goats Are в первый раз, я об этом не знал. Когда я включил игру, я знал только три вещи: у нее приятная графика, главный герой – старушка, и там есть козы. Так что, будучи помешанным на высоких результатах и достижениях игроком, я решил, что это игра о производстве сыра и уходе за козами – что-то вроде минималистичной «Веселой Фермы».
Конечно, при близком рассмотрении становится ясно, что Where the Goats Are не только об этом, но я почему-то сынтерпретировал ее именно так.
Начнем с того, что здесь есть сыр. Большие, золотистые круги сыра можно обменять на коз и еду для них у странствующего торговца, который приходит каждый вечер. Сконцентрировавшись на производстве сыра и покупая минимальное необходимое количество еды для коз, я обнаружил, что излишка сырных кругов вполне достаточно, чтобы постоянно снабжать козами мою капиталистическую усадьбу.
Больше коз – больше сыра – больше денег у Тиквы. Небольшое растение в горшке около усадьбы представляло для меня интерес только в пределах моей производственной схемы. Какую награду я получу, если буду регулярно его поливать? Может быть, еще больше сыра?
У игры есть свой собственный темп, под который крайне сложно подстроиться. Дни слишком короткие, а Тиква – слишком медленная, чтобы успеть сделать все, что я хочу. Я решил, что так было сделано специально, чтобы усложнить игру. Мне удалось создать план идеального дня. Времени хватало ровно на то, чтобы подоить коз, сделать сыр, встретиться с торговцем, полить растение и собрать яйца, прежде чем наступала тьма.
Я не молился, не гладил коз и не читал письма, обширное содержимое которых приходилось читать до самого вечера, тратя драгоценное рабочее время. В общем, каждой минутой я распоряжался рационально. Я считал себя гением планирования и продуктивности.
Вскоре я начал разрабатывать теорию о наиболее эффективных маршрутах Тиквы. Пока варилось молоко, я по-быстрому брал корзину для яиц и ведро для воды и ставил их на путях к курятнику и колодцу соответственно. Это экономило мои драгоценные секунды.
В конце концов, Тиква была уже не Тиквой – она превратилась в бездушного капиталиста, скрывающегося под личиной безобидной бабушки, чьей единственной целью было сделать как можно больше сыра и получить награду от поливания цветка. Она существовала, чтобы ответить на вопрос: что же мне достанется за мои старания и навыки микроменеджмента?
Утешительный приз
Ответ: ничего. Как я уже упомянул ранее, весь смысл Where the Goats Are – решить, как Тиква проведет последние дни своей жизни. С учетом этого, мое желание как можно более эффективно распоряжаться усадьбой должно быть оскорбительным для старой леди, которая наверняка не хотела провести остаток своих деньков под бременем тяжкого труда.
Но я не собираюсь задаваться вопросом, понравился ли мой наивный подход Тикве (полагаю, что нет). Вместо этого, мне интересно узнать, имел ли он вообще хоть какой-то смысл в рамках прохождения такой специфичной игры, как Where the Goats Are.
Ответ, к которому я пришел – «может быть».
Даже несмотря на то, что я пришел в эту игру с наивными намерениями и неправильными ожиданиями и что она скрывает в себе гораздо более глубокие идеи, чем «делай сыр, покупай коз, делай больше сыра», я верю в то, что в Where the Goats Are есть место таким, как я.
В начале игры Тиква получает письмо от своей внучатой племянницы Гавриллы. В письме Гаврилла вспоминает о том, как она проводила детство с Тиквой, и упоминает о своей новой невыносимой работе в офисе. Сразу становится ясно, что ее место рядом с Тиквой и ее козами, однако она не может это осознать, так как видит все через призму профессионального карьеризма. Она утверждает, что ей «нужно» научиться справляться с большой нагрузкой на работе, но не объясняет, почему и зачем.
Я вижу в Гаврилле себя. Нет ничего неправильного в том, что наша наивность заставила нас обоих подстроиться под искусственно созданный образ жизни и/или подход к уходу за виртуальными козами. Только оглянувшись назад, мы смогли понять, как многое мы потеряли.
Красота Where the Goats Are не в том, что в ней есть какой-то изначально задуманный скрытый смысл, как это часто бывает с другими играми-историями. Нет, она заключается в возможности игрока найти свой собственный смысл в своем собственном прохождении, каким бы оно ни было. Даже несмотря на то, что мое первое прохождение стало бездушной погоней за сырным богатством, Memory of God сумели заложить в свою игру сильный посыл:
Радуйся, что ты можешь начать сначала.
По материалам: genapilot.ru
Оставить сообщение