Давно известно, что вкус и цвет – отличный повод для мордобоя. Но как быть, когда мы хотим узнать о качестве некоего произведения, не имея возможности или желания оценить его самостоятельно? Правильно, кроме как узнать мнение другого человека, вариантов больше нет. При этом это должен быть кто-то кто никак не заинтересован ни в критике творения, ни в его похвале, и желательно, чтобы этот человек понимал толк в том, о чём рассуждает. Именно поэтому в мире существуют рейтинговые ресурсы, без которых разобраться, что к чему, порой, абсолютно невозможно.
Мы в ответе за тех, кого оценили.
Ну ладно, вот мы пришли на какой-нибудь условный Metacritic, и смотрим что у этой игры общая оценка 1 из 10-ти, как, например, у FIFA 20. Но мы точно знаем, что она не так плоха, что в неё постоянно играют различные топовые стримеры, что по ней проходят чемпионаты, что в неё ежедневно играют миллионы людей, и что она ставит рекорды продаж во многих странах. С другой стороны, есть Shenmue 3, у которой геймерская оценка составляет 7,9 балла, но ты точно знаешь, что игра провалилась в продажах, и ты с трудом можешь вспомнить, когда видел в последний раз трансляции данного приключения. Как так получается? Стоит ли верить оценкам? Получается, что не стоит. Но можно ли утверждать, что любая игра с плохой оценкой является хорошей, а игра с хорошей оценкой – наоборот? Также нельзя.
Вспомните детство. Наверняка у вас были такие истории, когда в каком-нибудь детском саду на каком-нибудь утреннике, при появлении Деда Мороза, или какого-нибудь разодетого клоуна, кто-то из детей радостно смеялся и хлопал в ладоши, а кто-то пугался и плакал. Люди даже в самом нежном возрасте, и то имеют отличные друг от друга мнения. Что говорить тогда о тех, кто прожил подольше и увидел побольше.
Приведу, на мой взгляд, показательный пример из киноиндустрии. В 2015-м году вышел фильм под названием Ведьма, она же Ведьма из Новой Англии. После его просмотра лично я остался в полнейшем восторге. Я пересматривал отдельные моменты, включал оригинальную звуковую дорожку, и гуглил личности актёров, принимавших участие в съёмках. Но каково же было моё изумление, когда я увидел, что на Кинопоиске Ведьма получила весьма посредственные 6,5 балла, что в целом можно назвать проходняком. Хорошо, что я не полез сразу смотреть рейтинг, иначе бы Ведьма так и прошла бы мимо меня. А, например, Стражей Галактики, заработавших там же вполне сносные 7,7 балла, лично я не смог смотреть совсем. О чём это говорит? О том, что и любительские, и, так сказать, профессиональные оценки, не являются абсолютом, догмой и неким золотым стандартом. И в мире наверняка существует много всякого, что вам бы очень понравилось, но о чём вы не знаете по причине низкого рейтинга того произведения.
Мы все эксперты.
Кстати, о профессионалах. Выставлять оценки игре – самое простое, что может вообще быть в этом мире. Довольно забавно наблюдать за некоторыми, типа, экспертами, которые в напыщенных, витиеватых терминах, демонстрирующих их эрудицию, описывают какую-нибудь простенькую аркаду из вселенной Марио, и в конце рассуждают о её перспективах. Оценка – это ваше собственное мнение, за которое вам никто не имеет права пенять. Однако у некоторых бывают с этим сложности. В студенческую бытность неоднократно видывал девушек-зубрёжниц, которые отлично шпарили слово в слово по конспекту или учебнику, но которые впадали в ступор, когда преподаватель просил их выразить личное мнение по поводу того или иного вопроса.
Так вот, когда дело доходит до оценки видеоигры, можно сказать, что мы все эксперты. Достаточно быть немного в теме, знать с какой стороны берётся в руки геймпад, и как управлять компьютерной мышкой, и вот вы уже можете составить своё мнение, выразив его где угодно, пусть даже на страницах крупного игрового издания. За много лет своей работы в отрасли, я неоднократно наталкивался на неадекватные рецензии, чьи авторы вообще ничего не понимали ни в игре, ни в математике. Он мог дать за ключевые игровые элементы в целом по 4-3,5 балла из 5-ти, а в конце поставить игре посредственные 2,8, так что стереотип о том, что в крупных игровых изданиях работают какие-то особые эксперты – глубоко ошибочен. Я, или вы по основным пунктам ничем не уступаем самым видным профессионалам, пишущим рецензии. Однако разница между нами и нами – есть.
А судьи кто?
В чём главная особенность настоящего профессионала, составляющего обзор на видеоигру? Правильно: он не может позволить себе сказать правду. Такая штука как корпоративная этика, боязнь начальства и нежелание поссориться с издателем, предоставившим доступ к игре, делают свои дела. В итоге получаются подобные явления:
- Diablo 3 на Metacritic получает 88 баллов из 100 от прессы, 4 балла из 10-ти от геймеров.
- FIFA 20 – 80 баллов от прессы, и 1,1 балла от геймеров.
- Need for Speed Rivals – 76 баллов от прессы, и 3,4 от геймеров.
- Destiny 2 – 83 балла от прессы и 4,3 от геймеров.
Список можно продолжать ещё очень долго, но и так уже понятно, что журналисты оценивают игры со следующей точки зрения: люди трудились, старались, игра запускается, работает, в ней что-то происходит. Значит, какую-то оценку она заслужила. Геймер же включает, играет, видит, что-то, что ему не понравилось, и что, по его мнению, полностью ломает геймплей, и делает игру неинтересной, приходит на какой-нибудь OpenCritic и ставит 0. Ноль в переводе с геймерского на человечий означает, что он в эту игру играть никогда не будет и никому не советует, и что её разработка и выход вообще – ошибка.
Кто тут прав? Каждый для себя должен решить это сам. Если вы неприлично молоды, не отягощены профессией и семейным обязанностями, то, скорее всего, вы можете играть во всё подряд с утра до вечера. Молодым геймерам свойственна некоторая неразборчивость. Это не хорошо, и не плохо – это закон жизни. Но с возрастом, когда времени у вас становится меньше, а вкусы утончаются, вы начинаете подходить к выбору игр более критически. Нюансы, конечно, есть, но геймерам, которым под 40, и которым под 20, как правило, нравятся разные игры, и разное в играх. Кто-то застал старинные компьютеры, на которых почти всё было пошаговым, и теперь он играет только в такое, у кого-то просто поменялись предпочтения. Тут как в музыке: если ты в 40 слушаешь то же, что слушал в 15 – с тобой, возможно, что-то не так.
И вот такие люди, разных возрастов, разных взглядов на политику, нравственность, нормы морали, с разным чувством юмора, интеллектом, наконец, разного пола, приходят на рейтинговый ресурс и оставляют оценки. А потом туда заходишь ты и видишь посредственные 5 баллов из 10-ти. Сотня человек поставила игре 0, сотня – 10. Как в этом разобраться, и самое главное: стоит ли вообще разбираться?
Рейтинг как инструмент давления.
Может, если эти отзывы – полная ерунда, может быть они не важны не только для нас, но и для разработчиков? Это совсем не так. Помните, как критиковали магазин Epic Games за принципиальный отказ добавлять геймерские оценки? Администрация решила пойти на полумеру, объявив о некоем программном алгоритме, который будет добавлять отзывы для игр, но с двумя важными тонкостями: отзывы эти будут браться с OpenCritic, то есть оттуда, где для написания отзыва не обязательно играть в ту игру, и выбирать их будут по некоему коэффициенту полезности, и самое главное – такие отзывы не должны иметь негативных и грубых высказываний. Иными словами, почти никакой критики.
Идём далее: не так давно Death Stranding потеряла несколько тысяч отзывов на Metacritic. Стоит ли говорить, что эти отзывы были строго негативными? В итоге оценка игры подскочила на целый балл, но при этом всё равно даже близко не добралась к действительно хорошей. Тогда это объяснили каким-то сбоем. В AppStore, кстати, также в прошлом и позапрошлом годах случались какие-то загадочные сбои, в результате которых пропадали десятки тысяч отзывов на разные игры и программы, из-за чего рейтинг последних поднимался вверх.
Также индустрия знает примеры, когда начальство игровой студии лишало коллектив премии, из-за того, что их игра не добиралась до ранее оговоренной отметки на рейтинговых ресурсах. Так было с Fallout: New Vegas, когда Bethesda лишила премии Obsidian Entertainment, ибо игра заработала на Metacritic 84, а не 85 баллов. Спустя несколько лет Bethesda выпустила Fallout 76, который получил 53 балла. Что там было с премией – трудно сказать, но старина Тодд Говард вряд ли себя обделил, ведь, как он сказал, люди купят всё, что бы они ни выпустили.
Ну, а ещё был скандал с Deus Ex: Mankind Divided, когда представитель одного из игровых изданий рассказал, как в Square Enix заявили, что больше их журнал не получит никаких ключей, поскольку их оценки недостаточно высоки.
Вышеперечисленное доказывает, что оценки важны и нужны. От них зависит прибыль разработчиков и издателей, и за счёт них геймерская аудитория, пусть и опосредованно, может влиять на игровую индустрию, наказывая тех, кто халтурит.
Думаем головой.
Те, кто полностью игнорируют рейтинги, делают это зря. Как уже было сказано, рейтинги – отличный инструмент для оказания давления на игровые компании, которые чем дальше, тем больше пытаются накормить аудиторию известной субстанцией на лопате, пусть и в красивой обёртке. Кроме того, рейтинги – это отличное подспорье для того, чтобы составить своё мнение об игре, и, в результате, возможно, сэкономить деньги. Просто открываем с десяток отзывов и сразу переходим к вердикту. Если в каждом втором игру ругают за какой-то конкретный недостаток, значит, так оно и есть. Если о нём же вторят и простые игроки – значит, это уже почти наверняка. Если, кто-то пишет, что поставил игре ноль, потому что она у него не запустилась – есть повод усомниться в такой оценке. Если кто-то пишет, что игра получила ноль, потому что он хотел, чтобы её сюжет был другим – есть повод усомниться в адекватности оценщика.
Так что да: игры с более высоким рейтингом теоретически могут быть более качественными, чем игры с менее высоким. Но с вами наверняка было и так, что высоко оценённые игры не заходили, а что-то, о чём пресса писала прохладно – игралось на ура. Так что, как бы ни банально это звучало, окончательное решение всегда будет за вами. А на этом всё. Играйте только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.
По материалам: gameinonline.com
Оставить сообщение