Что у нас там с искусственным интеллектом ботов? Когда там уже случится обещанное улучшение?
Прошло уже больше 20-ти лет с тех пор, как нам начали рассказывать о том, что уже вот-вот, и интеллект наших компьютерных врагов, оппонентов, союзников, персонажей, юнитов и просто каких-то умных систем поумнеет, и наконец-то станет похожим на поступки реального человека. Рассказывают, но воз и поныне там.
Почему одно время были так популярны игры про зомби? Потому что работая над моделью поведения среднего зомбака, программисту не нужно ничего выдумывать. Зомби должен просто стараться сокращать дистанцию с целью по прямой. Если он сталкивается с препятствием, то возможны варианты: он реалистично застревает, либо застревает, но совсем не реалистично. У зомби нет оружия, и они наносят урон только при максимальном приближении. Короче говоря, идеальные ребята для тех, кто хочет сделать игру подешевле, и побыстрее.
Ну, а как там с искусственным интеллектом в стратегиях, например? Ведь стратегии – это, пожалуй, интеллектуальная элита игропрома. Такие игры делают только самые серьёзные ребята, дружащие с математикой, и уважающие интеллект игроков. Тем не менее, с интеллектом у ботов в стратегиях полный провал, и с этим никто ничего не может сделать. Отряды врагов в какой-нибудь Total War могут совершать такие нелепые поступки, что тут же пропадает вся магия, и ты понимаешь, что ты не великий князь-государь, а перед тобой не реальный мир, а просто неуклюжая симуляция. Признавайтесь: многие из вас в той же Total War: Empire прятали отряды в дома, в надежде, что при штурме боты зависнут, и не полезут внутрь? А многие ли из вас обманывали превосходящую по численности армию противника, просто убегая от вражеских отрядов при помощи кавалерии, пока не истечёт время?
Или вот взять, например, Civilization 6 – боты здесь, поставленные на роли правителей государств, на редкость тупы, что просто убивает всю игру. Вы можете целоваться взасос с каким-нибудь соседом, одаривать его подарками, и с удовольствием смотреть на индикатор крепкой дружбы между вашими народами, но стоит вам только забрать свои войска из приграничных городов, начав войну где-нибудь в другом краю света, как тут же ваш друг нарушит все договорённости и обязательно нападёт. Это сводило на нет все дипломатические усилия, оставляя только одну возможность влиять на окружающих – силой.
В общем, с интеллектом в стратегиях всё плохо. Так может в экшенах хорошо? Никак нет. Практически все боты в экшенах, начиная от Mafia и заканчивая Dark Souls, просто действуют в рамках своей модели. У врагов есть комбо, которое они вслепую выполняют, никак особо не реагируя на ваши действия. Сможете зазубрить, увернуться, и метко ударить – победите. Не сможете – зубрите дальше. Интеллекта тут нет совсем. Вместо него выполняемая формула. Никакого самообучения или развития.
Иногда разработчики любят рассказывать о том, что боты будут приспосабливаться к вашему поведению, и, когда приспособятся – смогут вас удивить. Нечто такое должны делать боты в Fortnite, но не делают. Или взять, например, ботов в FIFA. Любая команда, хоть Барселона, хоть Ювентус, хоть какой-нибудь заштатный Честер – все играют одинаково. В игре даже нет второй модели поведения. А вот что есть – так это случайно прыгающий уровень сложности, из-за которого вы можете обыграть с крупным счётом сильнейшую команду, а потом с таким же крупным счётом проиграть какому-то коллективу физкультурников.
Боты в шутерах ничем не лучше. Они либо отказываются использовать укрытия, либо используют их так, чтобы в них можно было попасть, либо прячутся надёжно, но вылезают, чтобы пострелять, через равные промежутки времени, что даёт игрокам возможность подкараулить каждого.
Можно ли сделать ботов чуть умнее? Как сказал глава Valve Software, Гейб Ньюэлл, сделать умного бота, который бы обыгрывал всех – не проблема вообще. Они много экспериментировали с Dota 2, и сумели создать программу, которая обыгрывала вообще всех. Но это не интересно людям. Людям нужно интересное соперничество с возможностью выиграть, а реализовать это гораздо сложнее.
И, наконец, мы дошли до самого главного – до нейронных сетей. Тех самых, которыми нас кормят уже лет пять как, объясняя, что уже очень скоро их смогут внедрить в игры, которые, хоть и будут требовать постоянного подключения к интернету, но зато их машинный механизм самообучения сделает ваших цифровых врагов неотличимыми от врагов реальных, как будто это реальный PvP-мультиплеер.
Но подобное, похоже, такая же утопия, как и сделать какую-то игру, где игроки будут помогать друг другу, или придумать такую античит-систему, которая победила бы всех читеров.
Проблема №1 состоит в том, что если нейронная сеть поймает баг, то его не удастся исправить тут же, или с выходом патча. Это вам не линейный алгоритм, и тут нужно будет переделывать сразу всё.
Проблема №2 заключается в сложности донесения до нейронной сети простой мысли – она должна делать своё дело, как бы в полсилы. Стараться победить, но не так, чтобы оказаться неуязвимой. Немного подыгрывать, но не так, чтобы сразу бежать на пули и радостно погибать. Нужно соблюдать особенную, очень тонкую грань, которую пока непонятно как удержать.
Проблема №3 у нас в том, что подобные изобретения – это очень и очень недешёвое занятие, и всё усугубляется тем, что просто создать единую сеть, которая могла бы играть с людьми в стратегии, шутеры и какие-нибудь платформеры – нельзя. Сеть, в чью основу заложено самообучение, отталкивается от окружающей среды, особенности объектов, типов оружия и других вещей. Именно поэтому та же самообучающаяся нейронная сеть АльфаСтар, применяемая в StarCraft 2, могла играть только в одном режиме – Протоссов против Протоссов. И это, можно сказать, самая крутая подобная разработка на данный момент, которой, если добавить тех же Зергов, просто сойдёт с ума, и ничего не сможет.
Поэтому никаких умных ботов в видеоиграх мы не увидим ещё много десятков лет, если вообще увидим, хоть когда-нибудь. И единственные, кто по-настоящему будет справляться с созданием умного искусственного интеллекта, будут голливудские киношники, у которых умные роботы снова и снова будет захватывать человечество.
По материалам: gameinonline.com
Оставить сообщение