Состоялся релиз Wasteland 3 – на данный момент лучшей пошаговой игры годы. Но лучшей не потому, что она победила толпу крутых конкурентов, а потому, что в этом году с пошаговыми ролевыми не особо задалось. Baldurs Gate 3 ещё не вышел, поэтому данное творение inXile Entertainment как-то само собой выбилось в лидеры. Но достойна ли эта игра вашего внимания, или это очередной проходняк, который не понравится, ни поклонникам Fallout, ни поклонникам XCOM? Что ж, прямо сейчас вам об этом расскажут наши старые знакомые: Оптимист и Пессимист, которые немного поспорят, после чего вы сами сможете сделать свой вывод.
Оптимист.
Wasteland 3 – уникальная игра, она не похожа ни на Fallout, ни на XCOM. Она, как бы это банально ни звучало, больше всего похожа на Wasteland 2, но между этими играми находится пропасть: возможно, в несколько миллионов долларов.
Когда вы запускаете третью часть, сходу в глаза бросаются мощные настройки всего и вся, начиная от управления и особенностей интерфейса, и заканчивая реакцией игры на различные действия. Далее мы можем наблюдать отличное меню создания персонажа, да не одного, а сразу двух, что довольно необычно: как правило, создавать нужно одного героя, и люди долгое время зависают в раздумьях, поскольку хотят попробовать сразу несколько вариантов. Ну а тут, стало быть, сразу два персонажа, то есть в два раза больше возможностей реализовать свой творческий подход. И трижды будет неправ тот, кто сразу возьмёт каких-нибудь предлагаемых по умолчанию гомо-панков, вместо того, чтобы создать своих персональных героев, наделив их правильными умениями.
Что до внешнего вида, то игра выглядит прекрасно. Колоритные заснеженные локации, интересный дизайн врагов, никаких проблем с производительностью ПК-версии, добротные видеовставки и предельно понятный интерфейс. Даже с отключенным обучением, практически любой, кто, хотя бы раз играл в какое-нибудь RPG, сходу врубится, куда нажимать, какие навыки существуют, как распределяется опыт, как перекладываются предметы в инвентаре, как ведётся торговля с NPC, и как модифицируется оружие и броня.
Кстати, о последнем, возможность улучшать оружие и одежду – просто отлично разнообразит геймплей. При этом вам не надо никаких кузниц или станков. Всё надевается и вставляется прямо в инвентаре, достаточно просто иметь в команде персонажа, чей навык модификаций будет соответствовать.
Опять же, торговля: в самом первом городке, где расположен штаб рейнджеров, имеется торговец, у которого всяко-разных пушек, боеприпасов и брони, просто в несколько рядов. Это очень круто – не нужно мучиться с какими-то кустарными самопалами, и страдать от нехватки патронов. То же самое можно сказать и о найме союзников: их не нужно соблазнять и уговаривать: просто подходим к нужному NPC и нанимаем того, кто подойдёт лучше. Наём, что характерно, бесплатный. Мы ведь рейнджеры, а рейнджеры, которых мы нанимаем, как и гусары, денег не берут. А к тем четверым рейнджерам можно взять ещё двух дополнительных персонажей, которые имеют свой интерес, следуют в фарватере определённых квестов, и даже могут покинуть отряд, обидевшись на ваше решение.
Сюжет затягивает сходу. Времени на то, чтобы отдохнуть, тут нет: игра начинается с боя, продолжается боем, потом немного разговоров и опять сражения. Есть игры, которые долго маринуют игроков на старте, имеют затянутое вступление и скучные задания для раскачки. В Wasteland 3 всё не так: с корабля на бал – это выражение как нельзя лучше подходит данному проекту. Вот враг, вот друзья. Враг напал, друзья в опасности. Скажете, банально? Ну, так это же классика: люди всё ещё продолжают играть в игры, где восставшая нежить пытается захватить человечество. Тут нет нежити, но зато есть семейный скандал, в котором отец хочет приструнить своих не в меру властных и ретивых детишек, для чего обращается к вам. Наведите порядок в округе, призвав к ответственности двух его сыновей и дочь, которые создали свои банды, и которые претендуют на власть во всей Аризоне. Естественно, всё окажется гораздо сложнее и запутаннее, и это только подогреет ваш интерес.
Отдельно нужно сказать о путешествии по глобальной карте: реализована эта механика превосходно: реалистичные дороги, всякие закоулки, загадочные локации, переговоры по рации – сделано на крепкую пятёрку.
Пессимист.
А теперь слово возьмёт тот, кто смотрит на игры более скептически, и кто ни разу не всеядный. Итак, Wasteland 3 выглядит и играется как инди-игра – таково моё мнение. За проектом стоит великая и ужасная Microsoft, от которой всё ждут блеска и роскоши, а получается как безымянный китайский смартфон: работает и ладно, но особых подвигов от него не жди.
Прежде всего, нужно сказать, что Wasteland 3 выглядит на троечку. Отыграв несколько часов, я так и не привык к этим размазанным текстурам, несмотря на то, что графон был выставлен на максимум. Детализация сильно хромает, локации однообразные, ящики с добычей одинаковые, NPC одинаковые, местность, в которой нужно вести бои – шаблонная. Вот вы бежите по карте, и видите открытое пространство, усеянное пеньками, коробками и камнями: значит, тут вас ждёт бой. Именно бой, ибо выбор здесь чаще всего иллюзия. Дело в том, что мы играем за рейнджеров. Это такой скучный тип, для которого закон превыше всего, который безжалостно и тоталитарно сеет добро, и не берёт за это денег. Брайан Фарго всё рассказывал, что в Wasteland 3 он сделал для всех свой личный Fallout, но, позвольте, в Fallout 1 и 2 мы могли быть какой угодно сволочью, вплоть до работорговца. Могли быть добряком, могли быть преступником. Тут же если ты встречаешься с бандитами, то разговора с ними не будет. Потом, конечно, пойдёт возможность договариваться и сотрудничать с разными головорезами, но строго в рамках отдельных квестов. А так, чтобы просто вступить в банду и стать своим для всех других бандитов по умолчанию – это нет.
Дальше, что неприятно резануло – невозможность взять оружие врага. Ладно, там, броня – это понятно, но то, что оружие нельзя взять, с которым он на тебя напал – это просто мрак. В Fallout 1997-го года оружие можно было брать, а в Wasteland 3 2020-го – нельзя. До чего дошёл прогресс.
Следующая претензия – баланс. Кот, которого я присоединил к группе в качестве питомца (тот ещё, кстати, детский сад), оказался круче некоторых рейнджеров. Бегает через полкарты, и наносит урон, который снайперка не нанесёт. Сюда же могу добавить то, что атаки ближнего боя часто наносят больше урона, чем выстрел в упор из винтовки, что тоже бредово.
Ну и да, здесь есть экраны загрузки, и этих самых экранов много, и грузятся они медленно. А если вы откроете карту местности, то столкнётесь с одной из самых неудобных карт, какие вообще могут быть в видеоиграх. Сами же локации линейны и узкие. Чаще всего это какие-то коридоры с кучей закрытых дверей, или просто с заваленными проходами. Таким же коридорным выдалось и путешествие по Пустоши. Вот вам дорога – езжайте, а вот вам на каждом километре второстепенные квесты в стиле Убей их Всех. Вы, конечно, можете отказаться, но вас же совесть замучает, ведь вы же рейнджер. Такой хороший, что, того гляди, крылья сзади вырастут. Снова повторюсь – вот эта изначальная привязка к блюстителям закона, это просто из ряда вон плохое решение. Не то, чтобы мне хотелось сыграть за бандита, но попасть на службу в постапокалиптический филиал Полицейской Академии – это же скучно. Вот в Fallout 2 у нас была задача: спасти односельчан. Вот тебе копьё, дальше крутись как хочешь. Вот это была игра, без моральных установок и рассказов от NPC о том, что «ты должен».
Отдельно скажу, что Wasteland 3 – это не Fallout, это The Division, только коллективный и пошаговый. Вот вам заснеженный город, вот вам значок рейнджера, вот вам уличные банды, вот вам торговцы, у которых прилавки ломятся от пушек. Всё просто точь-в-точь. Где та романтика, когда нам нужно было бегать с винтовкой, созданной из заклёпанной с одной стороны трубы с кремниевым запалом? Потом, когда мы находили обычный пятизарядный револьвер – это был праздник. Умные разработчики выдают оружие и броню дозировано, чтобы растянуть удовольствие от приобщения к прекрасному, от открытия нового, от получения ощущения растущей мощи. Здесь же на игроков вываливают всё и сразу, чтобы дети не жаловались, что их лишают контента, и что в игре нечем заняться.
Ну, а теперь резюме.
Оптимист.
Wasteland 3 – одна из лучших игр года, в которую вы можете сыграть прямо сейчас. Десятки часов геймплея, внушительная реиграбельность, качественная, сделанная с огоньком, пусть и текстовая, локализация, сходу понятные правила, глубокая боевая тактика, возможность решить проблему за счёт диалогов, удобный сбор добычи, когда не нужно бегать от тела к телу, удобное распределение предметов в инвентаре, когда не нужно перекладывать добро между персонажами, и когда все пользуются тем, что лежит в инвентаре вместе. Опять же, сюжет, открытый мир, полный загадок, и занятная механика прокачки брони и оружия. По сравнению с Wasteland 2, новая часть – это просто прыжок выше головы.
Пессимист.
Wasteland 3 – посредственная игра, с кривым балансом, однообразными сражениями и мыльной картинкой. А самое главное – в ней нет атмосферы. Той самой магии, которая создаёт ауру и погружает в новый мир. Как RPG, проект крайне слаб. Это больше тактическая стратегия с небольшим ролевым отыгрышем. Но даже если воспринимать данную игру как XCOM, то и тут имеются вопросы, когда видишь промах при 95% и попадание при 20% вероятности. Словом, непонятно, кому рекомендовать эту игру: поклонникам XCOM? Так нет ж, в той же Enemy Unknown бои гораздо круче, и графика, кстати, тоже. Поклонникам Fallout? Если этот поклонник настоящий, игравший в классику, то его очень неприятно удивит ряд геймплейно-сюжетных ограничений. Wasteland 3 можно порекомендовать только тем, кому зашла Wasteland 2. Пожалуй, больше кандидатов для получения подобной рекомендации я не нахожу.
Такими вот получились мнения Оптимиста и Пессимиста. Уже сыграли? Что ж, расскажите о своих впечатлениях в комментариях.
По материалам: gameinonline.com
Оставить сообщение