С недавних пор меня серьезно увлекла Star Wars: The Old Republic, играя в нее я наткнулся на осознание неприятного факта — в западном мире жанр MMORPG потерял все набранные позиции. И на это ушло всего около 10 лет.
Вспомним первую половину прошлого десятилетия, когда бешеная популярность и доходы World of Warcraft были настолько высоки, что задали тенденцию на разработку MMORPG на годы вперед. Все журналы и сайты писали о жанре; в течении последующих лет были выпущены такие значимые проекты как: Guild Wars, Everquest 2, Warhammer Online, The Lord of The Rings Online, Star Trek Online, City of Heroes, Matrix Online, Final Fantasy XI и XIV и множество других. Некоторые из игр получили продолжения, часть все еще поддерживается и в них играют, а некоторые канули в лету.
В один момент рынок попросту перенасытился MMORPG, которые были, по большей части, просто улучшенными версиями Ultima Online в декорациях любимых вселенных. «Пузырь» онлайновых игр разросся до невероятных размеров, а затем, как подобает любому уважающему себя пузырю, лопнул, что можно увидеть на графике Google Trends, представляющему что с 2008 года популярность MMORPG движется вниз.
На данный момент в разработке ни у одного крупного издателя нет MMORPG старой школы, таких, где у каждого класса или расы есть стартовая локация с личным сюжетом, комплексные рейды на много часов геймплея, богатая сюжетная линия, множество классов и все в таком духе. Да, продолжается поддержка World of Warcraft, Star Wars: The Old Republic, The Elder Scrolls Online, Black Desert, Secret World Legends, азиатский рынок онлайновых игр также остается богатым полем для издателей благодаря росту экономического положения региона. Однако если говорить о западных издателях, то они переместили акценты со сложных и очень крупных онлайновых ролевых игр в сторону игр-сервисов, которые требуют меньше затрат, при этом денег приносят больше, чем MMORPG.
В чем причины упадка онлайновых RPG? Одна из них в том, что их сложно портировать на консоли, где интерфейс почти невозможно переделать под множество навыков, а потому игры-сервисы подходят для игровых платформ больше. Мобильные игры также откусили часть пирога, мотивируя издателей двигаться в направлении этого сегмента. Также не стоит забывать о примерах Destiny и The Division, взявших онлайновую составляющую от жанра, но упростивших ее для массового игрока, не только привлекая новую аудиторию, но и представляя геймерам то, что впоследствии станет играми-сервисами. Совокупность этих причин больно ударила по популярности жанра MMORPG, постепенно теряющего актуальность и интерес геймеров.
Не меньшей проблемой для MMORPG стало рекордное насыщение жизни людей развлекательным контентом. В свете переключения конкуренции с борьбы за доллар, игровые издатели, сервисы стриминга, социальные сети и прочие каналы распространения стали вести борьбу за время. Так как MMORPG всегда требовали серьезных инвестиций по времени и не заточены на короткие сессии по 30-60 минут, аудитория начала уделять больше внимания контенту, не требующему таких вложений.
Что будет с MMORPG?
Прежде всего, говоря о MMORPG, мы не должны забывать о том, что жанр априори не может постоянно подпитываться новыми проектами. Основная задача таких игр заключается не в конечном прохождение сюжета, а в постоянном геймплее: прохождении рейдов, подземелий, выполнении квестов, сборе лута, а также в общении с другими игроками. Остаются люди, предпочитающие такой геймплей, те, кто интересуется жанром — и таких людей более чем достаточно. Поэтому похороны MMORPG однозначно нужно отложить на более поздний срок, даже если массовая популярность безвозвратно утеряна.
В ближайшие годы должен состояться релиз нескольких интересных проектов. Например, потенциально крепким тайтлом в жанре может стать New World от Amazon, где предстоит колонизировать мир, полный сверхъестественных созданий. Корейская Lost Ark, соединившая в себе изометрический геймплей в стиле Diablo и огромный проработанный мир также может собрать крепкую аудиторию, особенно в своем регионе. Не стоит забывать и о развитии WoW и TESO, которые постоянно поддерживаются крупными дополнениями и разработчики не намерены останавливаться на достигнутом. Правда, все это совсем не походит на ту золотую эру MMORPG, когда от разнообразия предложенных вселенных разбегались глаза, но индустрия движется дальше, предлагая нам новые способы развлечений, где на смену тренду MMORPG пришел тренд игр-сервисов.
Скорее всего, жанру MMORPG в том виде, каким он был десять лет назад, приходит конец. Он эволюционирует и меняется, двигаясь в сторону сервисов, MMOFPS или больших игр с онлайн-элементами. Природа не терпит вакуума в пространстве, даже если речь идет о масштабных виртуальных мирах.
Оставить сообщение