Каждый из нас для другого человека несет определенный опыт и, если хотите, преподает урок. В мире уже бог знает сколько лет существует такая концепция и если возвести ее в абсолют, то новый фильм Питера Фаррелли “Зеленая книга” (Green Book) идеально иллюстрирует, как она работает на практике.
В далёком 1962 году пианист афроамериканец Дональд Ширли (Махершала Али) отправился в концертный тур по южным штатам США. В те годы законы расовой сегрегации по-прежнему работали там в полную силу: темнокожие не могли нормально жить и работать, сидеть с белыми в одном баре, а иногда — даже ходить в один туалет. Талантливый музыкант отважился на опасное для жизни путешествие, чтобы дать пример другим. Дональда Ширли часто называли “Доктор” — не то за ученую степень, не то за безупречный педантизм во всем. Мужчина нуждался не просто в личном водителе, но в помощнике, способном быстро и эффективно решить любую проблему, в том числе отбиться от расистов и хулиганов. Таким спутником для него стал итало-американец Тони Валлелонга по кличке “Болтун” (Вигго Мортенсен). Некогда вышибала в местном клубе, на тот день сидел без работы и остро нуждался в деньгах, чтобы содержать большую семью. Долгое путешествие для этих двоих стало в некотором смысле не только физическим, но и духовным — домой они вернулись другими людьми.
У фильма Питера Фаррелли есть удивительная черта: история, образы героев и дух времени строится на мелочах — сиюминутных действий кого-то из персонажей, обрывках фраз и нескольких секундах характерной для того времени музыки.
“Зелёная книга” в те годы была справочником с адресами и описанием мест, где могли остановиться путешественники-афроамериканцы не опасаясь за свою жизнь. В фильме эта маленькая тетрадь выступает скорее символом эпохи, чем инструментом с практической пользой, однако именно она лаконично и в полной мере отражает суть жизни тех лет. Примечательно, что Тони и сам не отличался толерантностью: в начале картины есть показательная сцена, в которой двое темнокожих рабочих починили кран на кухне и пока очаровательная жена “Болтуна” провожала их, герой выбросил в мусорное ведро стаканы, из которых пили гости. Коротко, но емко — лента Питера Фаррелли такова во всем.
Дональд Ширли — интроверт и в душе очень одинок, но воспитание, манеры и необходимость держать лицо в недружелюбном обществе не позволяет ему раскрыть душу. По-настоящему показать себя герой сможет лишь в путешествии с простым работягой Тони, который привык говорить что думает и делать что хочется. Герои путешествуют, Дон играет концерты — один за другим. Постепенно персонажи учатся друг у друга: Ширли становится менее замкнут и обретает собеседника, с которым можно говорить не только о работе. Тони перенимает у Дона хорошие манеры и под его чутким руководством учится писать проникновенные любовные письма своей жене. “Дорогая, сегодня я ел картошку и запивал колой” превращается в оду чувствам, которые герой испытывал и раньше, но выражать не умел.
Дона и Тони ждали трудности, заставившие их посмотреть на мир иначе. Это вопросы не только бытового и профессионального толка, но и та самая нетерпимость общества. Голливуд часто упрекают в пропаганде, некой нарочитой толерантности, которой зрителя словно пытаются научить. В “Зеленой книге” эта тема поднята гораздо тоньше и деликатнее: даже те, кто не любит подобное в кино, останутся довольны и увидят душевный Бадди-муви о взаимодействии двух людей из разных социальных слоёв на фоне трагедии общества. Это очень достойно, особенно с учётом иронии и маленькой, но уместной и важной щепотки юмора, с которой Питер Фаррелли подаёт историю зрителям. Именно это пограничное состояние между драмой и комедией делает фильм уникальным.
“Зелёная книга” основана на реальных событиях — Дон и Тони действительно проехали всю Америку бок о бок в одной машине. Насколько точно передано их путешествие — дело десятое, главное, что законы жизни здесь работают безупречно: у судьбы всегда есть свой план, в котором каждый из нас становится учителем для другого человека.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение