В российский прокат вышла картина Йоргоса Лантимоса “Фаворитка”. Греческий режиссер в своих работах всегда отличался недюжинной фантазией и страстью к символизму, а на этот раз слегка ушел в сторону от привычных инсинуаций, сняв предельно понятное и простое кино для любознательного зрителя. Примечательно, что отойдя от привычного Лантимос сохранил лицо и все, за что публика любит его ленты.
Сюжет “Фаворитки” крутится вокруг подковерных интриг при дворе английской королевы Анны Стюарт (Оливия Колман). Несчастная взошла на престол на рубеже 17 и 18 веков, когда Англия оказалась втянута в продолжительную войну с Испанией и Францией. Королева жила измученная потерей 11 детей, каждый из которых родился мертвым или скончался вскоре после рождения. Пустоту в душе женщина заменила одиннадцатью кроликами с аналогичными именами.
Достойно править Анна не могла, пошатнулось здоровье: как физическое, так и психическое. Самые важные государственные дела взяла на себя волевая фаворитка королевы — Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рейчел Вайс). Между женщинами налажена прочная связь, духовная и сексуальная — по крайней мере, такое ощущение создают первые двадцать минут фильма — затем призрачная идиллия начнет рушиться, когда во дворец приезжает дальняя родственница Сары — Эбигейл (Эмма Стоун).
Драма разворачивается почти шекспировская: Эбигейл в раннем детстве пьяница-отец проиграл в карты и девушка лишилась статуса придворной дамы, однако сохранила ум и достоинство. Поначалу Сара не видит в ней соперницу, да и сам Лантимос ступает на эту территорию осторожно, словно между делом. В первой трети ленты акцент сделан на придворную жизнь: утиные бега, смакование немного вычурных и нелепых званых ужинов, видна ярко-выраженная усталость королевы — если не от дворцового флёра, то от жизни в целом. За этой ширмой любовный треугольник складывается неспешно, и Лантимос прячет его, словно рояль в кустах.
Именно в этом кроется одна из сильнейших сторон картины. Поданная между строк деталь поначалу кажется незначительной, затем выходит из тени и занимает центральное место: режиссер показывает сцену с жарким обсуждением о необходимости наступательной военной операции, а на деле — слабость характера королевы и ее подверженность влиянию со стороны герцогини Мальборо. Рейчел Вайс и прежде снималась у Лантимоса, и здесь, без сомнения, она на своем месте: эффектная и статная, она хитра. Тем приятней наблюдать ее отчаянную борьбу с Эммой Стоун, которая ей будто и не ровня вовсе, но методично отбирает все, что ей дорого.
Разница между Эбигейл и Сарой нарочито подчеркнута не только в характере и манерах. Эмма Стоун благодаря своей чуть менее яркой, но более обаятельной и мягкой внешности отлично выступает на контрасте. Перемены в ее характере наступают не сразу и потому за миловидной улыбкой невинной овечки трудно разглядеть настоящего хищника. Противостояние героинь за внимание и постель королевы строится зеркально и напоминает партию в шахматы.
Лантимос называл Оливию Колман своей личной фавориткой и прежде работал с ней над фильмом “Лобстер”. Здесь ее капризная и немного отталкивающая натура добавляет происходящему абсурдности и сеет зерно сомнений: две красивые, умные и притягательные дамы отравляют друг другу жизнь ради старой больной женщины.
Эбигейл отчаянно желает закрепиться при дворе и получить второй шанс, ради него она готова шпионить, лгать и плести интриги с самым мерзким человеком при дворе, политиком Робертом Харли (Николас Холт). Эта часть интриги сыграна безупречно и органично дополняет эротический подтекст картины остросюжетной ноткой.
По другую сторону баррикад Сара, которая отчаянно пытается удержаться в горящей лодке и не потерять расположение монарха, а вместе с ним — власть и политическое влияние. В картине есть несколько постельных сцен, но большая их часть происходит именно с участием героинь Вайс и Колман, а следом обычно идут еще более интимные моменты о том, как герцогиня сама же опекает свою покровительницу. Чувственное обязательно сменяется материальным и различить, что же за душой у героинь очень трудно. Мне показалось, что одна лишь Анна упивалась истерикой двух женщин и вниманием к себе.
Лантимос снял крепкое кино, оригинальное упражнение в стиле, где показал дух тех годов и при этом поставил центральный конфликт вне времени. Подобное могло случиться как тогда, так и сейчас с поправкой на перемены в системе государственного устройства. Поднятая проблема любовного треугольника будет жить вечно: мы выбираем, нас выбирают, это часто не совпадает — как пелось в старой советской песне.
А была ли любовь? Я до сих пор не знаю ответа на этот вопрос и в этом кроется истинное мастерство сценаристов и режиссера. В финале произошедшее непременно возводится в абсолют, показывая, что не каждая победа ценна и значима, особенно если ты участвовал не в своей войне. Исторический эпос и костюмная драма как-то сразу отходят на второй план и начинаешь задумываться о вечном. От этого становится немного больно.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение