Шутер Far Cry – уникальное явление. Это древнейший боевик от первого лица с открытым миром впечатляющего масштаба. Он никогда не добивался каких-то особых высот, какого-то особенного признания, но и никогда не проваливался, так чтобы стать надгробием для будущих частей. У него были свои взлёты и падения, свои нюансы и каноны. Так что, если вам интересна история этого сериала, устраивайтесь поудобнее – мы начинаем.
Far Cry. 2004 г.
В начале Нулевых шутеры должны были быть только японские, или американские. У европейских шутеров были большие проблемы. Crysis ещё не вышел, Stalker – также. О CD Projekt RED, которая скоро подарит нам Cyberpunk 2077 вообще не слышали. И первой европейской студией, которая смогла по-настоящему заявить о себе, была немецкая Crytek, для которой данный шутер был первой игрой. И, нужно сказать, эта самая игра задалась.
Чем подкупил первый Far Cry? За счёт чего он получил призвание во всём мире?
В первую очередь, за счёт необычной атмосферой: тропический остров, буйная растительность, пляжи и красивейшая по тем временам вода, сделали своё дело – к игре потянулись. В те времена основная масса подобных игр подавалась под коридорным соусом, в помещениях, без особой свободы передвижения.
Во-вторых, тут была довольно продуманная одиночная кампания, в чью основу был заложен штурм лагерей, военных баз и прочих укреплений. Этот процесс отличался вариативностью. Игрок волен был выбрать тактику и направление, с которого будет действовать. Где-то стелс, где-то открытая война – всё это привлекало. Геймплей был похож на геймплей старенького, но ещё крепкого к тому времени шутера Project I.G.I, и ещё более древнюю, но тоже крутую Delta Force. Из-за относительно больших расстояний можно было стрелять издалека, но можно было, например, подплывать, и проводить тихую зачистку постовых. Плюс ко всему этому шёл неплохой такой сюжет и вполне бодрый мультиплеер. Crytek смогла заявить о себе, а мир узнал, что в Европе также умеют делать крутые игры. Уже в первые месяцы тираж шутера перевалил за миллион, что по тем временам, когда не было Steam и нормального интернета – было очень круто. Спустя четыре года Уве Болл выпустит экранизацию этой игры в главной роли с Тилем Швайгером. На Metacritic Far Cry получил 89 баллов от прессы. Не было никаких сомнений в том, что впереди у него имеются только самые радужные перспективы.
Far Cry 2. 2008 год.
Первую и вторую часть отделяли 4 года. Очень много по тем временам, когда за год-два вполне можно было выпустить отличную игру. Почему так случилось? Потому, что разработчики принялись выкачивать из оригинала всё, используя его потенциал по полной, выпустив целых 5 дополнений разной степени успешности. Дополнения получились неплохими, но до оригинала не дотягивали всё равно. Почему? Видимо, потому, что разработкой уже занималась Ubisoft, тогда как Crytek засела за новую игру – шутер Crysis – ставший её главным хитом на все времена. Стало быть, продолжение делали уже другие люди.
К тому времени прошёл год с момента выхода Crysis, который стал настоящей бомбой в игровой индустрии, поднявшей планку качества до очень солидных высот, до которых ещё нужно было добраться. Получилось ли это у Ubisoft? Как посмотреть. Но то, что там старались, изо всех сил пытаясь сохранить фирменную атмосферу – это факт.
Итак, Far Cry 2. Главным героем был уже не Джек Карвер, что сразу же не понравилось многим. Это мы уже потом поняли, что Ubisoft не любит плодить истории с одинаковыми персонажами, и кроме некоторых частей Assassins Creed, всегда старалась выдумать историю с новым героем. Здесь же героя можно было выбрать, а те, которые выбраны не были, всё равно появлялись в игре в виде союзников.
Ну, новый и новый – подумаешь. Что там с геймплеем и сюжетом? Сюжет отошёл от стилистики «Рэмбо на пляже», ударившись в сторону спецслужб, чем немного стал напоминать Metal Gear. Но, если к этим переменам можно было относиться двояко, то к тому, что сюжет стал нелинейным, как и выполнение миссий, двух мнений быть не должно – это изменения к лучшему. Концовок, кстати, тоже было две – серьёзная вещь для шутера от первого лица, чьих поклонников обычно не радуют подобным. Мир игры состоял из двух отдельно загружаемых локаций. Чтобы площадь острова, казалась больше, разработчики добавили большое множество ветвящихся дорог, каньонов и прочих коридорных элементов, психологически растягивающих мир. При этом интересно был реализован возврат персонажа в игровую зону: если покинуть её, герой потеряет сознание, и очнётся уже в пределах играбельной карты.
В целом, Far Cry 2 приняли неоднозначно. Он не получил славы первой части, немного выехав на старых механиках, и получил от геймеров оценки, значительно ниже, чем первая часть. Косвенным подтверждением не самого блестящего выхода продолжения является тот факт, что игра получила всего одно крохотное дополнение.
Far Cry 3. 2012 г.
Спустя 4 года вышла новая часть, ставшая самой популярной, самой известной и, видимо, самой прибыльной во всей серии. Игровая индустрия потихоньку входила в новую эру. Разработчики сполна освоили мощности PlayStation 3 и Xbox 360, и поэтому готовы были удивлять. Ubisoft, плотно взявшаяся за данный бренд, проделала отличную работу, выпустив по-настоящему свежую, разнообразную, большую и очень красивую игру, тут же взлетевшую на вершины всевозможных хит-парадов.
Чем же покорила публику третья часть? Во-первых, новым, очень необычным персонажем – простым туристом, не очень смелым и совсем неподготовленным. Это ни «Рэмбо на пляже», ни «Джеймс Бонд в бронежилете» – обычный человек, которого можно встретить на улице. Этим игра подкупала сразу, поскольку большинство геймеров тут же проникались к герою симпатией, и без проблем могли отождествлять себя с ним. Но, в то же время авторы смогли соблюсти баланс между трясущимся от страха ботаником, и солдатом спецназа, в которого герой постепенно превращался.
Во-вторых, отличным получился и главный злодей – поехавший садист, с которым было совершенно не о чем говорить, и который понимал только силу. Но с другой стороны, это не был отмороженный головорез с шаблонными фразами. У злодея была своя философия, свои убеждения и свой юмор, а его вопрос о том «Знаешь ли ты, что такое безумие?» и вовсе стал крылатым.
В-третьих, игра была огромная, красивая и разнообразная. В ней была куча транспорта, а миссии отошли от заданий Убей-Их-Всех, добавив кучу «песочных» элементов. Концовок, кстати, также было две: хорошая и плохая, но, поскольку в плохой можно было заняться кое-чем интересным с местной вожачкой племени, люди сохранялись, устраивали себе плохую концовку, убивая своих друзей, наслаждались видео, после чего перезагружались и играли уже за другую сторону.
Был здесь и мультиплеер и редактор карт, что делало игру ещё более долгоиграющей, а значит более выгодной с точки зрения пропорции: потраченные деньги/геймплейное время. И именно в последнем наиболее прозорливые смогли угадать будущие проблемы франшизы: контент ради контента, игра ради игры, чем больше часов на выполнение задания – тем лучше. Одной из наиболее частых претензий к Far Cry 3 была претензия по поводу большого количества лишних, не нужных вещей, из-за которых герой, вместо того, чтобы выполнять главную миссию – спасать свою жизнь и жизни друзей, мог начать возиться с какими-то посторонними вещами, напрямую к сюжету не относящимися. Но, тем не менее, Far Cry 3 получил наибольшее количество наград по сравнению с остальными частями, и за два года преодолел тираж в 10 миллионов копий. Начиналась новая эра – эра копирования успешной формулы.
Far Cry 3: Blood Dragon. 2013 г.
Через год третья часть получила, как бы дополнение, но дополнение самостоятельное, и настолько необычное, что о нём нельзя не рассказать. Есть личное мнение, что Кровавый Дракон – последняя игра серии, в которой разработчики набрались смелости и решили соригинальничать. Всё что будет после – будет следовать в ранее проложенном фарватере, без свежих взглядов, но тогда Ubisoft явила действительно нечто необычное.
Blood Dragon – это футуристический боевик с примесью киберпанка, в котором хоть и угадывались технические приёмы и анимация Far Cry 3, но который при этом выглядел совершенно особенно. Для многих эта игра стала самой любимой в новейшей истории этого сериала, продолжения которой они долго, но безуспешно требовали.
Чем же так расположил к себе Blood Dragon? В чём его секрет? Во-первых, атмосферой альтернативных американских 80-х. Музыка, техника, элементы одежды – всё подходило под ту эпоху, что было весьма необычно. Никто такого ранее не делал, и людям это нравилось. Во-вторых, юмором. Игра не стеснялась казаться смешной, но, в то же время она была достаточно сложной. По причине некоторой её замкнутости, разработчики имели возможность приготовить множество постановочных боёв, побеждать в которых сходу было непросто. Динозавры, стреляющие лазерами из глаз, здесь также были, кстати. В итоге это дополнение, если верить Википедии, стало самым загружаемым дополнением не только для Far Cry, но и для Ubisoft вообще. Ну, оно и не удивительно, ибо фактически это была отдельная, смелая, пусть и не без недостатков игра.
Что помешало ей стать настоящим хитом, заслуживавшим продолжения? Видимо, однообразный дизайн уровней, не самый внятный сюжет с большим количеством клише, и темнота. Создателям Blood Dragon, видимо, нужно было всячески подчёркивать неоновую сущность картинки, выделять её светящиеся цвета, поэтому всю кампанию игроков сопровождала глубокая ночь с сиренево-фиолетовым оттенком. Некоторым надоедал подобный дизайнерский подход, и они стремились назад, на свет к тропическому острову Рук Айленд, где как всегда было много незаконченных дел.
Тем не менее, эксперимент удался. Многие игровые издания отмечали Кровавого Дракона в числе лучших игр года, а геймеры удостоили сей шутер оценкой в 8,3 балла в среднем за все три платформы.
Far Cry 4. 2014 год.
Спустя год после выпуска PlayStation 4 и Xbox One, Ubisoft презентует обещанный Far Cry 4, который предсказуемо запускается и на прошлом консольном поколении. С обложки новой части на нас угрожающе смотрел белокурый злодей в экстравагантной одежде, за которым высился пик заснеженной горы, сильно напоминающей Эверест. Последнее подтвердилось целиком и полностью: выдуманный регион Кират, чьё название позаимствовали, видимо, с Кират-Чули – одной из вершин горного массива Гималаев, находится где-то в районе Тибета, где по-феодальному властвует злой и опасный тиран, имеющий к тому же ещё и известную сексуальную ориентацию. Короче, настоящий канонический негодяй.
Однако игрой года шутер не стал. Сказать, что он прямо-таки не понравился и провалился – нельзя. Несмотря на попытки внести разнообразие, игра была очень похожа стилистически и геймплейно, что в итоге сказалось, как на финансовом результате, так и на оценках: 82 балла от прессы в среднем, и 7,4 балла от геймеров на Metacritic.
Игру поругивали за явное копирование прошлой части, включая сюжет, и за всё то, за что часто перепадало и третьей части. Например, за ненужный, отвлекающий контент, типа всяких побочных квестов, связанных с охотой на животных и так далее. Повсюду было столько «песочных» миссий, что многим было непонятно, за что хвататься, чтобы продвинуть уже кампанию вперёд. Задумка разработчиков была предельно ясна: растянуть прохождение на сотню часов, однако для достижения этой цели они использовали неправильные инструменты – забрасывая каждые 10 квадратных метров игровой карты какими-то объектами для взаимодействия. Но самое печальное в том, что этот трюк Ubisoft повторит ещё не раз, и можно сказать, что Far Cry 4 был не так уж и переполнен, по сравнению с будущими частями.
Но были ли у игры достоинства? Конечно, были. Это и улучшенная картинка, и более качественная стрельба, и злобный главный герой, которого к середине кампании многие уже ненавидели, и грамотное техническое исполнение. Шутер не запятнал себя какими-то особенными глюками, за что разработчикам, конечно, спасибо. Отдельно проект можно было похвалить за возможность играть в кооперативе с человеком, не имеющим своей копии. Эта функция была доступна подписчикам PlayStation Plus, хотя и работала она всего 2 часа, но зато пригласить можно было до десяти друзей. Однако, несмотря ни на что, сериал потихоньку скатывался в конвейерное повторение.
Far Cry Primal. 2016 г.
И ещё одно серьёзное и самостоятельное ответвление, типа Кровавого Дракона, только на этот раз разработчики пригласили игроков не в альтернативные 80-ые, а в куда более древние времена – в эпоху мезолита, также известную как Средний Каменный век, имевший место быть около 10 000 лет назад. Динозавров уже не было, но мамонты и саблезубые тигры ещё были.
Истинное название шутера, который оказался вовсе не шутером – первый и последний раз в серии, кстати – держалось в секрете до последнего. И только после первого тизера, чья трансляция затянулась на много часов, стало понятно, что речь идёт о каких-то древних веках, когда люди жили в пещерах, и ходили в шкурах. Это как-то сходу охладило пыл некоторых поклонников, любящих бегать и стрелять, поскольку со стрельбой в игре под названием Far Cry Primal, было очень плохо. Из того, чем можно было поразить противника на расстоянии, были метательные ножи, самодельные бомбы, копьё, луки и праща. С одной стороны – не мало, но с другой, из очереди по толпе врагов уже не вмажешь.
Всё это отразилось и на оценках. Вердикт Metacritic оказался таков: 75 баллов от прессы, и 6,2 балла от геймеров. Ещё не провал, но уже очень близко. Этот вердикт впоследствии станет нормой для будущих частей. Впрочем, тенденция прорисовывалась чётко: со времён Far Cry 2, на тот момент каждая новая часть в целом получала оценки всё ниже и ниже.
Удивительно, но Far Cry Primal ругали практически за всё то же самое, за что досталось и четвёртой части: карта была перенасыщена различным контентом. От опасных животных, ждущих героя на каждом углу, было просто не продохнуть, зато авторы сэкономили на диалогах. По сравнению с прошлой частью, можно сказать, что здесь их практически не было. Из-за этого и главный герой, и главный злодей оказались на редкость безликими ребятами. Первый не вызывал сопереживания, второй – не вызывал ненависти. Это сказалось и на тираже. Точных данных Ubisoft не приводит, но в 11-ти играх компании, преодолевших на май этого года отметку в 10 миллионов, Far Cry Primal нет.
Пресса тогда писала, что экшен получил цельный и атмосферный мир, напряжённый геймплей, интересные механики разведки и охоты, но при этом добавляла, что кампания утомляла однообразными сражениями, малым количеством оружия, большим количеством упрощений и кучей шаблонов. А ещё был занятный скандал с копированием участка карты из Far Cry 4. Русла рек и рельеф одной из частей мира совпадали стопроцентно, несмотря на то, что в Far Cry 4 у нас были Гималаи, а в Far Cry Primal территория современной Румынии.
В общем, вне зависимости от того, понравилась лично вам эта игра, или нет, общие тенденции выпирали слишком явно: Ubisoft ударилась в самокопирование, и даже оттягивание сюжета в Каменный век, не спасло разработчиков от обвинений в этом.
Far Cry 5. 2018 г.
И вот прошли годы: 4 года после выхода Far Cry 4 и 2 года после Far Cry Primal. Слава PlayStation 4 и Xbox One находилась в зените. Разговоры о новых версиях консолей уже ходили, но не более того. А самое главное – выпускать новую часть на предыдущем поколении, как это было с Far Cry 4, уже никто не смел, что, впрочем, уже было понятно по Primal.
Ту игру встречали крайне одобрительно. Ну, ещё бы – сериал уходит из Старого света в Новый. И не просто уходит, но и обещает быть жёстким, полным сатиры на современный политический, общественный и даже религиозный уклад. Короче говоря, игровая пресса США сразу полюбила эту игру, с радостью подхватывая каждый вдох и выдох ребят из Ubisoft.
Но потом она вышла, и началась проза жизни: снова повторение, снова самокопирование, снова отсутствие новых идей, снова, словно под копирку созданные персонажи и написанные диалоги, снова логические глупости в сюжете и – самое главное – никакого цинизма, никакой обжигающей правды. Никто никого не обличал и не указывал на былые грехи. Пресса тогда писала о том, что разработчики словно размахнулись, но не ударили.
Выскажу личное мнение: в этой части плотность контента на квадратный метр вообще стала зашкаливать. Вместо ожидаемых пустынных равнин штата Монтана, нам явили такую плотность зверей, словно дело происходит в национальном заповеднике, а плотность врагов на автомобилях и без, порой напоминала лучшие части Serious Sam. Словом, это было совсем не похоже, на какой-нибудь симулятор Охоты с элементами выживания и сюжетом. Это была громкая и красочная карусельная стрелялка без глубины, философии и смысла. Пустышка, скрытая под красивой рекламой.
Впрочем, оценки получились более или менее приемлемыми – на уровне Far Cry 4, и ощутимо выше, чем у Far Cry Primal. Тираж также оказался вполне приличным. Шутер получил звание самой быстро продаваемой игры серии, и к прошедшей весне уверенно перевалил за 10 миллионов проданных копий. Однако именно после этой игры в Ubisoft заговорили о необходимости внесения разнообразия, и в целом казалось, что дальше так продолжаться не может.
Far Cry New Dawn. 2018 г.
Но прежде чем перейти на новый уровень качества и разнообразия, Ubisoft решила громко хлопнуть дверью, представив отдельное дополнение, ставшее худшей игрой всей серии, как среди основных, так и второстепенных частей.
Оценки получились соответствующими. Если пресса, как бы из уважения, и логики о том, что дорогая игра, создаваемая такой серьёзной компанией, не может быть плохой, оценила её в 70 баллов с небольшим, то игроки не стеснялись, оценив проект в неполные 4 балла. Многим не понравились близняшки-героини, однообразная кампания, странный розовый постапокалипсис и явная нехватка сюжета. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что игра вышла с разницей в один день с Metro Exodus, которое, при всех своих недостатках, всё равно уверенно перехватило пальму первенства, и – есть мнение – увело приличную сумму из под носа маркетологов Ubisoft, которые так не угадали с датой релиза.
Far Cry 6. 2021 г.
И вот теперь мы узнаём о скором релизе новой части, которая уже выйдет в том числе и на консолях нового поколения. Нас снова радуют красочной рекламой, но в то же время не спешат с рассказами о каких-то удивительных особенностях и отличиях шестой части от остальных. И, вы знаете, этих рассказов может и не быть, поскольку авторы сценария, словно издеваясь, опять предлагают нам революцию, жестокого и неоднозначного тирана, и партизанское движение, которое будет призвано этого тирана свергнуть. Да, Far Cry 6 вернули к «пляжным» корням, поместив его на метафорический остров Кубу, однако на этом всё. Нам ещё не показывали зверей, с которыми можно взаимодействовать, и вышки, которые нужно будет разблокировать, но есть уверенность в том, что и то, и другое не заставит себя долго ждать.
Провалится ли эта игра в продажах? Нахватает ли ужасных оценок? Конечно, нет. Она будет коммерчески успешна, но не перестанет быть конвейерным произведением, бесконечно далёким от подлинного игрового искусства. В шоу-бизнесе есть куча однообразных вещей, которые, несмотря на безыдейность, приносят прибыль. Например, фильмы о подростках, которые заехали в какую-то глушь, где их по одному начинает убивать маньяк. Видели такое? Наверняка, неоднократно. Однако если подобный контент создают, значит, он приносит прибыль. Как китайские вещи, которые продаются под лозунгом: «Не настолько плохо, насколько дёшево». И пока некоторые ждут, что Far Cry однажды превратится в изысканное блюдо, «повара» из Ubisoft продолжают лепить из него очередной фаст-фуд самого незатейливого образца.
Это была история серии Far Cry. Развивается она или деградирует? Тут как раз тот случай, когда у каждого будет свой ответ на этот счёт. Если есть что сказать – сделайте это в комментариях. Ну, а на этом всё. Играйте только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.
По материалам: gameinonline.com
Оставить сообщение