Человек издревле любил всё сравнивать. Сравнивать, и выбирать лучшее. В древние времена правители всех мастей устраивали номинации по выбору наилучших коней, рабынь, доспехов, воинов и т.д. Сейчас ничего не изменилось. Люди сравнивают всё, что только можно подвести под какую-то конкретную категорию. Индустрии видеоигр это также коснулось.
Давайте сразу определимся: важны ли награды для разработчиков, или их интересуют исключительно показатели продаж? Тут как в той поговорке, что между здоровьем и богатством лучше выбрать и то и другое, но нужно понимать, что награды – это также финансовый успех. Чем больше наград, тем больше внимания публики, больше контрактов, больше авторитета. Но кто решает, какая игра достойна, а какая нет? Здесь всё сложно, поскольку на самом деле таких вот «решальщиков» полно. Смотрите сами: Британская Академия Видеоигр, Выбор Игровых Разработчиков, Золотой Джойстик, та же самая Game Awards, и ещё несколько десятков персональных наград от заслуженных и не очень игровых изданий, включая малоизвестные региональные конкурсы. Но кто был первым?
Первым было игровое мероприятие под названием Electronic Gaming Awards, также известное как Arcade Awards. Оно появилось на заре зарождения видеоигр, когда никакой игровой индустрии не существовало и в помине, и когда Билл Гейтс ещё не произнёс своё коронное о том, что 640 Кб оперативной памяти хватит всем. Первая церемония состоялась в 1979-м году, когда игрой года назвали аркадный космоэкшен Space Invaders – легендарную японскую игру, ставшую прародителем бренда Galaxy – знаменитой Галактики, известной абсолютно всем, у кого, когда-то была 8-битка. Эту выставку поддерживал печатный журнал Electronic Games, бывший тогда единственным и первым игровым изданием в мире. Журнал выпускался в Америке, а его основатель – журналист Билл Кункель – прославился, как первый в мире игровой журналист, писавший обзоры и руководства для видеоигр. Так что, фактически первая в мире награда Игра Года была учреждена печатным изданием, которое родилось из простой и скромной рубрики под названием Аркадная Аллея в журнале Video, который был закрыт в 1999-м. В той самой колонке, собственно, и была выдана первая награда той самой Space Invaders.
Не стоит думать, что это было нечто похоже на нынешние церемонии. Не было никаких визжащих зрителей, никаких больших экранов, ярких сцен и ведущих в костюмах. Кому быть игрой года, а кому нет – решало всего несколько человек, заведовавших той самой рубрикой. Свои, так сказать, результаты они всегда публиковали в январе, параллельно выдумывая новые награды, но с одним железным правилом: ни одной игре не было позволено выиграть больше, чем в одной номинации. Затем уже, как было сказано ранее, родился полноценный журнал, поскольку интерес к рубрике был таков, что ей стало тесно внутри другого издания. Журнал Electronic Games просуществовал до 1997-го года, раздав при этом множество наград, пусть и с небольшими переменами (с 1985-го по 1991-й журнал был закрыт). Есть ли смысл перечислять все те игры, удостоенные высокой награды? Пожалуй, что нет. Вряд ли их название скажет много обывателю, ну, а те, кому захочется провести собственное исследование, завсегда смогут найти эту информацию в американской Википедии. Отметим лишь, что те подсчёты, на предмет, кто достоин, а кто нет, велись довольно грубо, и вряд ли объективно. Возможно даже с примесью политики. Достаточно было сказать, что великий советский Тетрис, изобретённый ещё в 1984-м году, и ставший всемирно известным три года спустя, так и не удостоился ни одной награды.
Но, на каком-то этапе Electronic Gaming Awards перестал быть единственным конкурсом, определяющим лучших из лучших. В 1983-м году появились сразу два новых конкурса: VSDA Awards – от организации Video Software Dealers Association’s, и Golden Joystick Awards, также известная как People’s Gaming Awards. Само присутствие «джойстика» в названии уже говорит о древности этой структуры. Ведь в те времена не было привычных сейчас геймпадов, а привычными устройствами для управления считались именно джойстики (многие до сих пор на геймпады говорят джойстик, несмотря на то, что последнее, это в буквальном переводе, «веселящая палка»). Сейчас джойстики также продаются, более того, они имеют известную популярность у поклонников авиасимуляторов, но всё же с годами они превратились в нишевый продукт.
Однако мы отвлеклись. Если церемония от Ассоциации Продавцов Программного обеспечения, работала с большими перебоями, выдав за 28 лет (с 1983-го по 2001-й) всего 8 наград, то Золотой Джойстик работал без перебоев. Более того, эта древнейшая британская церемония благополучно дожила и до наших дней, являя наибольший пример адекватности по сравнению с той же Game Awards, чьи награды порой сильно удивляли. Церемония Золотого Джойстика до 1988-го упорно игнорировала консольные игры, уделяя внимание лишь играм для ПК, но затем сдалась, включив в номинации всевозможные видеоприставки тех лет, а затем добавив и PlayStation с Xbox.
С какими сложностями сталкивались тогдашние церемонии награждения, вне зависимости от того, где они происходили: на большой сцене или странице журнала? Чем характеризовался выбор победителей в те годы? Для начала нужно сказать, что в 80-ые не было мобильной связи, не было интернета, разработчики, журналисты и публика были оторваны друг от друга. Конечно, они писали друг другу письма и созванивались по телефону, но по сравнению с современной информационной лавиной и сетевой паутиной – это было капля в море. Также нужно понимать, что если мы говорим о видеоиграх 80-х, то мы имеем в виду в первую очередь видеоигры из Японии. Это уже в 90-ые игры научились делать в США, Европе и России, а раньше это была на 90% японская продукция. И тут нужно понимать японцев. Это скрытные люди. Скрытными они остаются сейчас, скрытными они были тогда. Они, как и другие порядочные капиталисты, не стесняются добиваться своих целей за счёт различных, в том числе, не самых честных трюков. Всё было как Евровидением: люди, как бы, голосуют, а победит тот, на кого укажет пальцем организатор. Мы, как говорится, свечку не держали и за руку никого не хватали, но сложно представить, чтобы какая-то частная фирма, чем игровые журналы и являлись, не принимала решение так, как скажет директор, а директор в свою очередь мог принимать их, сами знаете на каких основаниях. Поэтому рассуждать всерьёз о том, что та или иная игра была наверняка достойна своей награды – не стоит. Опять же, всё как с Евровидением, где всегда побеждает кто-то не тот.
И вот пришла пора ответить на животрепещущий вопрос: чей конкурс, чьи номинации, чьё мнение на данный момент считается безусловным авторитетом, который был бы выше остальных? Как победа в Лиге Чемпионов важнее победы в Лиге Европы, как Оскар важнее какой-нибудь Пальмовой Ветви и прочая.
Среди столпов, доживших до наших дней, особняком выделяются три мероприятия: Golden Joystick Awards, Game Awards и, пожалуй, D.I.C.E Awards, учреждённая Академией Интерактивных Искусств и Наук США, и не имеющая, вопреки расхожему заблуждению, никакого отношения к шведской игровой компании DICE, отвечающей за Battlefield. D.I.C.E в нашем случае расшифровывается как Design Innovate Communicate Entertain, то есть Дизайн Инновация Общение Развлечение, в общем, Бухай-Отдыхай, но для видеоигр. Была ещё Британская Академия Киноискусств, но там решили больше игрушек не касаться, и God of War, ставшая по версии киноакадемиков игрой года в 2018-м, на данный момент является последней оценённой ими игрой.
Так какая же из организаций заслуживает наибольшего доверия, и имеет наибольший авторитет? Есть мнение, что та, которая не принимает сомнительных, корпоративных решений, когда победителя назначают по указке, вопреки мнению публики.
Давайте попробуем подсчитать. Вот берём мы D.I.C.E Awards. Смотрим: в 2014-м году игрой года там назвали Dragon Age: Inquisition, а годом спустя – Fallout 4. Инквизиция на Metacritic от геймеров не дотянула даже до 6-ти баллов, что говорит ровным счётом об одном – проходняк. Можно подумать, что у тех, кто её выбрал есть оправдание: в том году вышло очень мало действительно достойных проектов. Но вот наступает 2015-й, и что мы видим: Игра Года – Fallout 4, также не вытянувший даже на шестёрку, и при этом породивший кучу издевательских мемов по поводу глупого сюжета и диалогов. А в том году, между прочим, вышел Ведьмак 3, который игрой года не стал. Чудеса в решете? Нет, просто типичное американское конъюнктурное решение: давать награду только своим. И действительно, за всё время существования, с 1997-го года, D.I.C.E Awards отмечала одни только игры, созданные на территории США. О каком авторитете и доверии здесь приходится говорить? Правильно, ни о каком.
Далее: Game Awards. Пожалуй, самая громкая и раскрученная церемония, с кучей коммерции и рекламы. Эта церемония не самая древняя, но зато стабильная: она впервые дала о себе знать в 2003-м году, неожиданно назвав игрой года Madden NFL 2004, и с тех пор надёжно обосновалась в игропроме. Но опять же, кто наделил честью тамошних устроителей решать, кто достоит звания Игры Года, а кто нет? Никто. Они сами себя назначили, и их решения никак не связаны с оценками геймеров, продажами или одновременным онлайном. Здесь всё более адекватно, даже третьего Ведьмака отметили Игрой Года, хотя опять же Dragon Age: Inquisition в 2014-м, и Sekiro: Shadows Die Twice в 2019-м – совсем не красят устроителей церемонии. Можно ещё вспомнить и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которая вообще эксклюзив для Nintendo Switch – довольно нишевой консоли, не способной претендовать на звание народной. Но, тем не менее, с адекватностью здесь явно получше.
Ну, а завершим мы Golden Joystick Awards, где всё, как кажется, по-честному, и побеждает та игра, которую больше любят простые геймеры, и за которую, соответственно, больше голосуют. При изучении списка победителей, пожалуй, придраться по большому счёту и не к чему. Даже Fortnite, ставший по версии Джойстика, Игрой Года в 2018-м, и тот является вполне адекватным выбором. Как бы вы не относились к этому шутеру, отрицать, что в него играют миллионы – нельзя. Как раз яркий пример действительно народной игры, при всех своих недостатках. Здесь же Dark Souls 3, Ведьмак 3, GTA 5, Fallout 3, Portal 2, The Elder Scrolls Oblivion и Skyrim, Mass Effect 2, Gears of War и многие другие заслуженные игры. Так, что есть мнение, что Golden Joystick на текущий момент не только самая старинная из существующих, но и реально самая авторитетная организация, способная решать, кому быть круче всех.
По материалам: gameinonline.com
Оставить сообщение