Во время показа начальных титров мы видим Макс Колфилд, которая идет в наушниках по коридору академии Блэквилл. В сериале про свою жизнь она – главная героиня, и ей решать, под какую музыку размышлять о своей судьбе. Как и любой подросток, Макс совершенно уверена, что мир вращается только вокруг нее. Это происходит абсолютно неосознанно, без капли эгоизма. Молодые люди уверены, что все, что они делают и говорят, имеет глобальное значение. Любой опрометчивый поступок для них – все равно что конец света. В истории с Макс, как выяснится, “конец света” – не просто громкие слова.
Трогательная история, представленная студией Dontnod, раскрывает перед нами внутренний мир застенчивого подростка и органично вплетается в игровую механику. Пока студия пыталась воплотить идею путешествий во времени в своей дебютной игре Remember me, эта задумка внезапно идеально вписалась в игровой мир Life is strange. После травли в школьном туалете лучшая подруга нашей героини, Хлоя Прайс, остается лежать на полу, истекая кровью. Пережитый стресс меняет Макс – вдруг она обнаруживает, что умеет поворачивать время вспять, и, таким образом, спасает Хлою от смерти.
На протяжении всех пяти эпизодов мы наблюдаем, как эта новая способность Макс превращает подростковую драму в апокалиптический фильм ужасов – чудесным образом суперсила девушки остается с ней навсегда. Сожаления и перфекционизм юности пронизывают сюжетную линию всей игры. Представьте, что вам 18 лет, и у вас неожиданно появилась возможность вернуться в прошлое и изменить все, что душе угодно – будь то неловкая ситуация или неудобный разговор. Конечно же, вы бы не упустили шанс все исправить.
Для Макс – это способ избавиться от школьной травли: если к ней пристает обидчик, можно просто перемотать назад и постараться повернуть ситуацию в свою пользу. Для нас – это путь к счастливому финалу, который является целью любой интерактивной игры, где ход событий зависит от действий персонажа. Вы можете помочь подруге Макс в драке, возвращаясь в прошлое и выбирая различные ответные реплики в диалоге до тех пор, пока не разрешите ситуацию, и впоследствии ваши добрые поступки обязательно будут вознаграждены. В первом эпизоде Макс столкнется с ситуацией, где применение ее суперспособности довольно неоднозначно с точки зрения морали.
Она увидела в мусорке использованный тест на беременность и хотела разглядеть его поближе, когда ее застала за этим делом разъяренная владелица теста, Дана. Если вы не будете совать свой нос в чужую личную жизнь, проблем не возникнет. В противном случае, вы все так же можете “перемотать” назад и не попадаться Дане с тестом в руках, но это уже не изменит тот факт, что вам все известно. В дальнейшем это даже сыграет вам на руку – зная тайну одноклассницы, вы можете осторожно невзначай заговорить об этом, и Дана доверится Макс, дивясь ее интуиции. Наша Макс – прямо путешествующая во времени мать Тереза!
Напоминания о том, что каждое действие имеет свои последствия, преследуют вас повсюду: в ванной комнате, в дневнике Макс, в подсказках интерфейса. Эффект бабочки в действии – каждый сделанный вами выбор в настоящем меняет будущее. Незначительные вещи разрастаются, как трещины на стекле, и становятся большими проблемами. Самый героический поступок Макс – спасение Хлои – положит начало их дружбе, которая является главной темой игры. Макс и Хлоя сдружились во время странных событий, и их отношения становились все ближе, в то время как девочки расследовали исчезновение Рейчел Эмбер, жительницы города Аркадии-Бэй. Чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем больше перед вами предстает вариантов развития событий.
Обитатели Аркадии-Бэй выглядят почти как живые, если не обращать внимание на то, что движения их губ иногда не совпадают с речью, а в диалогах встречаются небольшие неувязки. Снежный шар, случайно разбитый в первой части, в третьей части останется в таком же плачевном состоянии. Если вы решите вывести из строя железную дорогу (в попытке спасти вечно попадающую в неприятности Хлою), в следующем эпизоде вы столкнетесь с рыдающим туристом, который из-за этого застрянет в городе. Нарисуйте граффити на стене, измените список гостей, подпишите петицию против слежки – все это будет неуловимо влиять на жизнь маленького города. Это касается даже тех моментов, когда вы, казалось бы, ничего такого не делаете.
Тихое морское побережье – это идеальное место, где можно прогуляться и поразмышлять над решениями, которые вы приняли, и их возможными последствиями. Чтобы прервать это приятное занятие, надо всего лишь нажать на кнопку, но кружащие над головой ласточки, внутренний диалог Макс с самой собой и атмосферная музыка гипнотизируют волю. Можно просто сидеть на лавочке возле общежития, где играют белки; или лежать в холодном утреннем свете на кровати Хлои и слушать, пока песня доиграет до конца; устроиться на упаковочных коробках и наблюдать, как танцуют пылинки в пустой комнате. Мало в каких играх можно просто заниматься созерцанием, особенно в таких интерактивных играх, как Life is strange.
В самом начале игры подруга Макс оказывается в сложной ситуации и пытается покончить с собой. Растратив на пустяки весь запас суперсилы, как это склонны делать лишь подростки и геймеры, у вас не останется ресурсов, чтобы остановить ее. Как бы вы ни старались убедить, насколько ценна ее жизнь, сколько бы вы ни прилагали усилий – все будет впустую. Исчерпав лимит путешествий во времени, вы не сможете переиграть все заново, теперь у вас лишь одна попытка – сделаете неверный шаг, и она умрет.
Все следы существования несчастной девушки будут стерты, только свечи и цветы у двери ее комнаты будут напоминать о ней. И фактически в этом будет ваша вина. Многие полагали, что существует лишь одна развязка сюжета, и она предопределена заранее, пока не увидели, сколько вариантов окончания игры, в зависимости от принимаемых вами решений, может быть на самом деле. Одна только мысль о том, что вы могли предотвратить плохой исход событий, но не сделали этого, вызывает чувство досады.
Что хотели сказать этим авторы Life is strange? Когда ваши отчаянные попытки исправить ситуацию раз за разом проваливаются, это лишь создает препятствия для дальнейшего прохождения игры. И внезапно вы осознаете, что сколько бы вы не старались менять прошлое, будущее останется прежним. Просчитав все возможные версии диалога, вы останавливаетесь на двух более или менее безопасных вариантах, последствия которых, тем не менее, неизвестны. Неожиданный драматический поворот событий подстерегает вас в третьем эпизоде, словно напоминая о том, что не разбрасываться суперсилой направо и налево и пытаться помочь всем.
По большому счету, выбор, сделанный в третьем эпизоде ни на что особо не повлияет (события так или иначе движутся в заданном направлении), и все равно возникает ощущение, что все зависит от вас. В конечном счете так оно и есть. Судьба Хлои предрешена, и чем больше вы стараетесь изменить ее, тем сильнее суперсила Макс разрушает привычный мир Аркадии-Бэй. Вся сила подросткового гнева и бесконечные метания во времени привели к тому, что над городком образовался огромный смертоносный торнадо. Однако, есть только одни временной промежуток, в котором можно завершить расследование исчезновения Рэйчел Эмбер.
Вывод, который напрашивается сам собой после всего произошедшего, заключается в том, что шутки с судьбой плохи. Если в первых эпизодах последствия ваших действий едва заметны, то в пятом – они погружают Аркадию Бэй в ночной кошмар. Ни к чему не приводящие диалоги лишь нагнетают обстановку – например, бесполезный разговор Макс со своим двойником из прошлого. “Думаешь, ты могла контролировать всех и вся?” – насмехается она. “Я лишь хотела поступить правильно”, – ответите вы за вторую Макс.
“Нет, ты просто хотела стать популярной, – возразит Макс из настоящего. – Ты обманывала людей, заставляя их думать, что тебе не все равно”. Несомненным достижением Life is strange является то, что невзирая на отвратительную мимику персонажей, к концу игры вы прикипаете к жителям Аркадии Бэй всей душой. Тем труднее становится сделать неизбежный выбор в финале, находясь в центре страшной бури и понимая, что вы причинили больше зла, чем добра.
На самом деле, если вы были достаточно внимательны, вы поймете, что решение всего одно. И оно напрямую связано с последней частью игры – красивым, немного затянутым и мелодраматичным пятым эпизодом. Наградой послужит неожиданный утешительный приз, который, как ни странно, перечеркивает все то, что хотели нам сказать создатели игры. Такое ощущение, что Dontnod чувствовала себя обязанной поддерживать захватывающую атмосферность в течение всей игры, чтобы не разочаровать игроков, хотя удавалось это делать не всегда.
А некоторые моменты и вовсе не нуждались в изменении прошлого по чьей-то мимолетной прихоти. Жаль, что студия не потрудилась сделать концовку обязательной для просмотра. Но опытные игроки к концу игры уже и так знают, чем все закончится. Life is strange – это драматическая история о вступлении во взрослую жизнь, которая понравится игрокам любого возраста. В основе этой современной интерактивной экшн-игры лежит квинтэссенция подросткового взросления – оказывается, мир вращается не только вокруг вас.
По материалам: genapilot.ru
Оставить сообщение