Я долго думал, как начать этот разговор и решил, что начну с признания. Я пишу про видеоигры уже восемь лет, но прежде никогда глубоко не задавался вопросом, с чего же начинался этот необъятный развлекательный сегмент. Мои знания фрагментами затрагивали основные вехи истории, но по-настоящему глубоко в них я не погружался. Стриминговый сервис Netflix выпустил документальный мини-сериал High Score из шести эпизодов, и я возлагал на него большие надежды. Ничего нового для себя я не узнал, но списывать его со счетов не стоит. Кому-то из вас он наверняка будет интересен и полезен с точки зрения новых знаний.
Авторы High Score обращают свой взгляд далеко в прошлое. Все начиналось во второй половине семидесятых, когда Америку захлестнула волна популярности игровых автоматов. За четвертак публика получала возможность испытать себя в Pong, простеньком симуляторе пинг-понга, далее были первые “танчики”, затем — чуть более продвинутый и разнообразный Space Invaders. Новый вид развлечений оказался чертовски популярен и разработчики игр, ночами мастерившие свои шедевры в гаражах, на пару с владельцами игровых автоматов начали зарабатывать шестизначные суммы. Некогда почти маргинальное направление превратилось в прибыльный бизнес.
В Японии дела развивались еще стремительнее. Японские игроделы быстро набрали популярность у себя на родине и захотели большего. Пришлось вступать в маркетинговую войну и покорять Запад. Перед ними стояла непростая задача: адаптировать восточный взгляд на видеоигры и заинтересовать требовательную аудиторию в США. Этому посвящены пара из шести эпизодов High Score и они оказались самыми лучшими. В них есть изюминка, конфликт и рассказ о преодолении трудностей, с которыми столкнулась, например, Nintendo при выходе на западный рынок. Отдельный эпизод рассказывает о становлении Sega и “гениальном” плане Тома Калински. Функционер взялся за непосильную задачу: победить доминирующих на игровом рынке. Эти 40 минут High Score запомнились мне больше всего. Из первых уст Netflix представил, как придумывали образ ежика Соника в противовес суперпопулярному Марио. Там же показали, как Sega сделала ставку на спортивные игры и не прогадала — тогда же началась история Electronic Arts и во многом благодаря желанию отобрать кусок пирога у монополиста Nintendo мы с вами каждый год получаем крутые симуляторы баскетбола, футбола и UFC.
Большое внимание High Score уделяет жанру файтингов. В отдельном эпизоде можно почерпнуть пачку фактов о том, как они получили популярность аудитории, и узнать несколько любопытных деталей о сериях Street Fighter и Mortal Kombat. Завершается сезон символически: историей о переходе в 3D. Джон Ромеро рассказывает о DOOM, Nintendo выпускает Star Fox, а окончательный успех приходит с выходом Wolfenstein. Даже название эпизоду дали соответствующее: Level Up.
Для возрастной аудитории (от 40 лет и более), чье детство прошло параллельно этим событиям (в большей степени это касается США и Японии) такой взгляд в прошлое вызовет ностальгические нотки в геймерском сердце. Для остальных людей (а их большинство) High Score будет работать совсем иначе — в разы менее эффективно.
High Score рассматривает историческую перспективу по большей части как справочный материал, снабжая его комментариями непосредственных участников событий. Например, там вы услышите рассказы Ричарда Гэрриота (Ultima, Lineage и Tabula Rasa) о жанре RPG. Все это сопровождается космически крутым продакшеном, с использованием исторических кадров и стильных нарисованных заставок. Это классно, но не решает главную проблему: большинству эпизодов не хватает конфликта, разностороннего взгляда на проблему и вопреки богатому визуальному ряду они смотрятся как экранизация пресных страниц Википедии с добавлением нескольких любопытных деталей.
Для тех, кто с видеоиграми давно “на ты”, этого будет недостаточно. С точки зрения страсти и накала в повествовании Джейсон Шрайер в своей книге “Кровь, пот и пиксели” (Blood, Sweat, and Pixels: The Triumphant, Turbulent Stories Behind How Video Games Are Made) на голову переиграл продюсеров и сценаристов большого сильного Netflix. У Шрайера в центре каждой истории зреет зерно конфликта, а здесь — задорное перечисление фактов, этакая “летопись” игровой индустрии. Если вы, как и я, в общих чертах знаете и понимаете кто есть кто и как все начиналось, этот документальный сериал не для вас. Если авторы получат второй сезон, нужно двигаться вперед и развиваться. Современный уровень документального кино больше не работает на уровне красивого изложения фактов, ему нужен нерв, нужна интрига.
Вместе с тем, я убежден, что High Score будет интересен аудитории, которая в целом не имеет ни малейшего представления о том, как все начиналось. Для всех остальных это не более чем повторение пройденного или попытка освежить память какими-то известными отрезками
А жаль.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение