Содержание статьи
Восемнадцать лет назад сцена с красным автомобилем из эпилога оригинальной Mafia: The City of Lost Heaven стала для меня настоящим потрясением. Я был ещё подростком и работа чешской студии Illusion Softworks — мой первый серьезный эмоциональный опыт в видеоиграх.
Тогда впервые стало понятно, что видеоигры могут нести в себе ощутимую смысловую нагрузку и быть не просто развлечением на пару вечеров. Неожиданно, некогда почти маргинальный продукт обрёл вес и встал в один ряд с кинематографом — истории, рассказанные в играх, могли заставить задуматься и оставить после себя нечто важное.
Когда по индустрии прокатилась волна ремейков, я понадеялся, что однажды очередь дойдёт и до моей любимой “Мафии”. Студия Hangar 13 взяла на себя смелость и сделала это. Задача стояла сложнее обычного — понравиться не только новой аудитории, но сделать ностальгический укол в сердце ветеранам. Угодить всем и во всем невозможно, но у создателей ремейка многое получилось отлично.
Старое новое
За основу взяли движок от Mafia III. Визуал Mafia: Definitive Edition вполне соответствует уходящему поколению и придраться можно разве что к неловким анимациям в некоторых местах: герой странно двигается при попытке перелезть забор, враги иногда застревают в предметах. Но глупо было бы жаловаться на это, когда реинкарнация той самой “Мафии” сохранила и улучшила самое главное, что было у предшественницы, — невероятную атмосферу Америки тридцатых годов.
По улицам спешат мужчины в пальто и фетровых шляпах, с рубашкой обязательно подтяжки. Рядом с ними женщины в платьях разной степени скромности. Все кругом курят и над головами у людей горят неоновые вывески: кафе, рестораны, магазины. По улицам мчатся тяжёлые старомодные автомобили с квадратными крышами. Лост-Хэвэн прекрасен, особенно ночью. В такие моменты я жалел, что в игре совсем нет фоторежима, каждые 20 метров хотелось остановиться и запечатлеть красивый кадр.
Из радиоприемников Mafia: Definitive Edition доносится джаз. В ремейке всего две радиостанции, но зато какие! На одной крутится только музыка тех времен, на другой волне ее разбавляют новостными сводками на манер GTA рассказывают об актуальных событиях по сюжету. Например, о той самой гонке — вы наверняка про неё слышали — тоже рассказывают по радио. Диктор сообщил, что влияние мафиозных группировок в городе велико как никогда прежде, и это негативно отразится на простых гражданах и бизнесе. Последний и вовсе попал в беду — экономический кризис сильно пошатнул позиции предпринимателей, им нечем выдать зарплату своим работникам, а тут еще рэкетиры забирают и без того крошечную выручку. Великая экономическая депрессия в самом разгаре, правительство ищет способы прижать мафиозные кланы и восстановить экономику. В оригинале ничего такого не было и сейчас отлично работает на общую атмосферу.
Подобно оригинальной игре, город лишь задает тон и создает атмосферу для драматической истории мафиозной семьи. Разработчики из Hangar 13 превратили Лост-Хэвэн в умелую театральную постановку: в рамках очередной миссии мы едем по городу, Поли или Сэм травят очередную байку. За окном льет дождь и вода собирается в дорожных выбоинах по краям улицы. Люди на тротуаре спешат по своим делам, а соседняя улица стоит в пробке. Главный герой Томми заходит в отель “Корлеоне” и там тоже кипит жизнь. Администратор встречает гангстера и предлагает выбрать себе девочку, бармен наливает гостям выпивку, народ шумит за столами, слегка выпившая публика играет в бильярд.
В рамках сюжетного режима Mafia: Definitive Edition это вручную сделанная игра. Оказавшись в большом здании тут не найти ни одной похожей комнаты, в каждой будет нечто уникальное с эстетической и визуальной точки зрения. Сейчас таких игр почти не делают. Обычно сначала строят город, а потом в него вписывают сюжет. Здесь же наоборот: локации в игре создавались под конкретную задачу, чтобы аутентично рассказать историю и разнообразить впечатления. Hangar 13 проделала хорошую работу, чтобы в каждой миссии было интересно и красиво, но за пределами этого виртуальный Лост-Хэвен безнадежен и мертв. Прогулочный режим остался такой же полупустой площадкой, на которой можно пощупать игровые механики, привезти для Лука Бертоне несколько автомобилей в гараж и собрать коллекционные предметы — тематические журналы, сигаретные вкладыши, открытки и комиксы. Полистать их к сожалению нельзя, они представлены в инвентаре в виде простых картинок.
Разработчики постарались вытянуть Mafia: Definitive Edition на уровень современных стандартов игровой индустрии, получилось многое, но не все. В недрах движка Illusion Engine, на котором сделана игра, сохранился ряд проблем, от которых получились местами кривоватые и резкие анимации, неловкий стелс, тяжеловесное управление и неудачная стрельба. За недоработку с последним как-то особенно обидно.
В разгар перестрелки Томас часто неохотно и неправильно прилипает к укрытиям. Например, при попытке выглянуть из-за угла я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда он вроде бы высунулся, но прицелиться я не могу, потому что рука героя упирается в стену. Прицел перемещается тяжело и целиться сложно. Бывало я стрелял в торчащую над укрытием голову врага, но пуля словно игнорировала положение прицела и уходила ниже. Снаряд попадал в препятствие, за которым прячется оппонент, и я в некотором смысле не мог доверять своим инстинктам в бою.
Сильнее всего такие недочеты влияют на ощущения от игры с классическим уровнем сложности. На нем враги особенно злые, достают тебя даже когда выглядываешь всего на мгновение. Кроме этого, убить их сложнее обычного. В триквеле Мафии гангстеры отдавали Богу душу с одного-двух попаданий даже на высоком уровне сложности, а в Mafia: Definitive Edition с классическим режимом придется попасть четыре или пять раз.
Стычка в отеле “Корлеоне” закончилась жутким кровопролитием (как будто могло быть иначе?), именно в этот момент я наиболее ярко ощутил разницу в ощущениях от игры на классическом и низком уровнях сложности. На классическом уровне перестрелки более позиционные и напоминают игру в кошки-мышки: резко выглянул, шмальнул почти наугад, отсиделся, повторил. Сложновато, но тактика оправдана — это единственный способ выжить, Томми погибает с двух-трёх попаданий, враги заходят с фланга и упорно не хотят умирать.
Низкая сложность наоборот, пожалуй, чрезмерно упрощает процесс, но это логично. Взамен разработчики позволяют устроить на экране Голливуд. Я вышел в холл отеля и зажав кнопку прицела шёл прямо на врагов. Пристрелил их одного за другим как в фильме “Лицо со шрамом”. Выглядело очень эффектно, а они не смогли снять мне даже половину полоски здоровья.
В третьей “Мафии” было приятно управлять автомобилем. Разработчики сберегли это чувство для ремейка и даже смогли его улучшить. Все автомобили ощущаются по-разному: некоторые тяжелые и неповоротливые, другие в самый раз подойдут для маневрирования в потоке и полицейской погони. Как и в оригинале, у транспортного средства есть индикатор бензина, но тратится он очень медленно и я, если честно, не понял его сути. Всегда можно на ходу переобуться и вскрыть новую тачку. Полиция, кстати, смотрит на это сквозь пальцы и добиться от них пристального внимания получилось только на классическом уровне сложности. Там, где это обусловлено сюжетом, они плотно садятся на хвост, в остальных случаях достаточно несколько резких поворотов и погоня прекращается. С учетом того, насколько интуитивно управление, полиция в Mafia: Definitive Edition скорее атавизм, чем логичный элемент системы.
Для меня в этом нет ничего страшного, создатели ремейка упростили некоторые моменты, которые и в оригинале не были особо важны. Взамен команда сосредоточилась на сильных моментах первоисточника. Именно колоссальная работа над полировкой и дополнением лучших моментов первой “Мафии” делает переосмысление по-настоящему важной игрой для современной игровой индустрии.
Новое старое
Оригинальная “Мафия” всегда была игрой с акцентом на историю и богатый сюжет, в котором эмоциями игрока управляла драматическая нота в отношениях между героями. Вокруг этого целиком строился весь геймплей и все ситуационные особенности. В Mafia: Definitive Edition за основу взяли каноническую историю, повторили ее дословно, но с добавлением новых диалогов, и сцен.
Например, разработчики значительно расширили роль Сары, жены Томми. В оригинале главный герой однажды проводил девушку до дома и защитил от хулиганов, после была неловкая постельная сцена. В ремейке близость между Томасом и Сарой через секс убрали, но появился другой момент, гораздо более глубокий и сильный. В финале эпизода “Загородная прогулка” герой возвращается домой за полночь. “Ужин совсем остыл”, — говорит ему девушка. “Работа”, — устало отвечает Том, по глазам все понятно без слов. Сара помогает ему снять пальто. Девушка видит кровь — чужую. Смотрит на свои руки, теперь они тоже в красном. Двое молча обнимаются в полутемной квартире. Это один из мощнейших новых моментов, который показывает трансформацию персонажа гораздо ярче. Кроме этого, сцена углубляет отношения героя с его любимой женщиной.
Герои ремейка получили новую внешность (типажи по-прежнему схожи, однако новые лица могут быть по душе не всем). На начальном этапе сильно виден контраст характеров между персонажами оригинала и ремейка. Дон Сальери восемнадцать лет назад казался безэмоциональной глыбой, крёстным отцом с преобладанием рационального и корыстного мышления. Сегодня этот человек кажется более дружелюбным и расположенным к Томми, не в последнюю очередь благодаря радушному приему в Семью — в этой сцене он обнимает его как сына. Тем сильнее работают сюжетные твисты, когда над кланом Сальери сгущаются тучи.
Консильери Дона — Фрэнк Колетти — наоборот изображен более холодным и отстраненным. В ремейке он гораздо лучше воспринимается как бухгалтер мафиозной семьи, весь его внешний вид, прохлада в голосе и отрешённость говорят об этом. В одной из сцен Фрэнк рассказывает Томасу о любимой собаке и ее трагической судьбе, которая стала таковой не в последнюю очередь из-за дона Сальери. Эта сцена очень хорошо объясняет отношения между ними и становится неплохим мостиком к тому, что мы видим в миссии “Омерта” — ее эмоциональный оттенок также изменился за счёт финала, о котором я лучше промолчу, чтобы не портить впечатления новичкам.
Немного иначе выглядят Поли и Сэм. В детстве первого я воспринимал как скорее как старшего товарища для Тома, а сейчас он какой-то беспечный парень, друг, которого хочется уберечь от беды. Сэм же всегда был неприятной личностью, но сейчас его история и сам персонаж воспринимаются мягче, он более человечный и живой — тем больнее становится, когда видишь, как складывается его судьба. Разработчикам удалось добавить несколько деталей в финал, отчего он стал ещё более сильным и проникновенным.
Mafia: Definitive Edition вырастила уже знакомых героев, сделала их взрослее и серьёзнее. Те, кто играл в оригинал в начале двухтысячных, выросли вместе с ними и на уровне чувств и ощущений история таксиста, ставшего гангстером, ощущается по-другому. Я заметил это за собой: другие акценты, детали подмечаешь иначе, больше чувств вызывает не само приключение, а то как меняются отношения между людьми. Впрочем, Hangar 13 позаботилась не только об эмоциях, но и о действиях.
Миссии в Mafia: Definitive Edition преобразились. Да, здесь по-прежнему приходится часто и много ездить из точки “А” в точку “Б”, иногда это слегка утомляет, но разработчики вырезали откровенную скуку. В угоду скорости и зрелищности вместо ручного наведения во время погонь работает автоприцел. Часто ещё в этих эпизодах выключается счетчик патронов и можно не думать о перезарядке — просто мчишь и стреляешь.
В некоторых локациях разработчики заботливо расставили красные бочки — один выстрел и все вокруг красиво взлетает на воздух. Возросла динамика и кинематографичность, на любой сложности кроме классической ремейк даёт жару. Можно ворваться в помещение, быстро всех расстрелять, поднять в воздух пламя, искры, разнести все к чертям и бежать дальше. Двадцать лет назад такое было невыполнимо технически, а сейчас красота и боевик рвется во все поля.
Из общей картины такой адреналиновый экшен выбивается всего один раз — в финале миссии “Загородная прогулка”. В оригинале приходилось вручную таскать ящики с нелегальным канадским виски в грузовик, теперь Поли просто подгоняет грузовик и вы мчитесь по дороге. Вслед за героями гонится броневик с пулеметом на крыше. Логика разработчиков понятна, многим такой экшен придётся по душе, но я старый солдат и для меня этот эпизод был бы лучше без подобных излишеств. Но это, конечно, откровенная вкусовщина.
Мечта геймера старой закалки сбылась — я получил крепкий и самодостаточный ремейк игры, которую много лет назад прошел от начала до конца восемь раз. Это прекрасный опыт: я знаю первоисточник наизусть и смог сравнить его с переосмыслением не только с точки зрения дословного пересказа, но и с позиции того, как ремейк изменился и вырос над своим предшественником. Если вы такой же, как я, но ещё не успели поиграть, знайте — история в ремейке ещё круче и дёргает за самые потаенные ниточки души.
ТехническиГеймплейно Mafia: Definitive Edition во многом соответствует современным стандартам и даже учитывает, казалось бы, неважные детали, но они создают атмосферу: радио в тоннелях работает с помехами, Томас переключает передачи в автомобиле — есть анимация и звук. В баре рядом с наземным метро дребезжит посуда, когда мимо проезжает поезд. Таких примеров множество и я наверняка видел не все. Одно это достойно уважения.
В отношении геймплея, ремейк мог бы стать еще лучше, возьмись Hangar 13 за масштабную переработку движка и механик. Наполнить жизнью город, полностью переделать стрельбу, включить дополнительные активности… правда, тогда это будет уже на Mafia, а GTA.
При всем этом Mafia: Definitive Edition остаётся старомодной игрой, которую стоит увидеть новому поколению игроков — тем, кто понятия не имеет о чем был оригинал. Для вас это может прекрасной отправной точкой в парадигму, где кинематографичный сюжет важнее сиюминутного зрелища и взрывов. Хотя и про взрывы в этой игре не забыли.
За сим откланяюсь, а вы осмотритесь вокруг и не говорите громко — у мафии везде есть глаза и уши.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение