Содержание статьи
В астрономии существует такое явление как транзит. Оно описывает феномен, когда со стороны наблюдателя кажется, что одно тело проходит на фоне другого. При этом масштаб их должен отличаться, поэтому солнечное затмение выделяют в отдельную категорию.
Для систематизации процесса прохождения, ученые разделили его на четыре фазы, в зависимости от позиции меньшего из объектов. Эти фазы также называют «контактами», и первый контакт означает, что меньшее тело находится снаружи большего, двигаясь внутрь.
Антропологи называют первым контактом встречу двух культур, которые в прошлом не имели представления друг о друге.
В научной фантастике первый контакт представляет встречу человечества с внеземной жизнью. Концепция безусловно интересна, однако при всей интриге, она представляет серьезную опасность. Ведь подобно астрономическому транзиту, за первым контактом обязательно будет второй.
Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке. А также подписывайтесь на наш канал — новые видео каждую неделю.
Несмотря на убежденность противников прогресса, что сначала надо решить земные проблемы и только потом заниматься исследованием космоса, человечество движется вперед. И если мы не уничтожим себя, то существует хороший шанс, что однажды наши потомки станут бороздить просторы галактики Млечный Путь.
Подобно мореплавателям эпохи великих исследований нас ждут берега далеких звезд. Большинство окажутся дикими пустынями и холодными скалами. Но среди сотен миллиардов звезд есть хороший шанс найти что-то живое.
В 1945 году американский писатель Мюррей Лейнстер опубликовал роман под названием «Первый контакт». В работе он описал, как два технически равноценных вида встречаются в глубоком космосе и в какой тупик попадают.
Благодаря этой истории в научной фантастике сформировался литературный троп, при помощи которого авторы смогли изучать и развивать сложные темы: от коммуникации и лингвистики до ксенофобии и расизма.
Идею первого контакта использовали в «Звездном пути», про нее писал Айзек Азимов. Даже серию фильмов «Пришелец» частично можно отнести к этому поджанру, пусть у них и больше общего с
«Войной миров» Герберта Уэллса. Про встречу людей с пришельцами сняли культовый фильм «Инопланетянин». Человечество училось внеземному языку в драме «Прибытие» Дени Вильнёва, а серия игр Mass Effect развивалась спустя всего четверть века после первой встречи с Турианцами.
При всем комфорте от того, что человечество смогло дать пинка инопланетянам в Mass Effect, мы были готовы к этой встрече. Согласно лору, в 2148 году люди обнаружило базу внеземной цивилизации на Марсе, где сохранились огромные объемы данных. Среди архивов с научной информацией, которая позволила людям за считанные годы совершить технологический скачок, сопоставимый с веками развития, были обнаружены данные и о ретрансляторах массы. Однако важнее то, что земляне больше не были единственным живым видом.
Если бы Совет Цитадели не вмешался в конфликт, сложно сказать, к чему бы привела продолжительная война с Турианцами. Но куда интереснее, что причина уходит корнями в самое обычное непонимание.
Не имея возможности связаться с другими цивилизациями люди активировали ретрансляторы, используя их для исследования и колонизации планет, пригодных для жизни. Земляне не знали об опасности, скрывающейся по ту сторону бездействующих реле, почему Турианский патруль и осуществил атаку на человеческие корабли.
Такая завязка совсем поверхностно затронула интригующую проблему того, что следует за первым контактом.
Японский контакт
Юкити Фукудзава был японским писателем, переводчиком и философом. В 1859 году заинтригованный западной цивилизацией он посетил порт тогда небольшого города Йокогама. Тут он обнаружил, что практически все европейцы общались на английском языке, а не нидерландском, который он преподавал. То же касалось вывесок, надписей, этикеток и прочих товаров.
Шокированный этим открытием, на следующий день после возвращения домой в Эдо, Фукудзава нашел для себя новый смысл жизни — он стал учить незнакомый ему английский язык.
Вскоре после этого правительство сёгуна Токугавы приняло решение отправить первую дипломатическую миссию в Соединенные Штаты Америки. Фукудзава попросился в качестве добровольца на борт корабля, отправляющегося в Сан-Франциско.
Спустя тридцать семь дней путешествия, в 1860-ом году, команда судна Канрин Мару впервые ступила на американскую землю, где японских первооткрывателей ждало множество сюрпризов и неловких ситуаций.
В своих мемуарах Юкити вспоминает, что американцы сделали все, для обеспечения комфорта гостей, в том числе каждый день доставляли свежую рыбу, а также устраивали ванны, когда узнали о японской традиции.
По словам писателя, многие повседневные вещи и привычки американской жизни повергали дипломатическую миссию в замешательство. Гости не знали о том, для чего нужны кареты. В отеле они были удивлены количеству ковров — они застилали целые комнаты, в Японии такую роскошь могли позволить себе лишь самые богатые.
Во время распития шампанского группа обнаружила в бокалах лед. Даже это стало маленьким приключением — у себя на родине они видели замерзшую воду только зимой, в морозную погоду. Одни глотали кубики, другие выплевывали, третьи разгрызали.
Подобно первым дипломатам вселенной Mass Effect, реальные японцы знали и даже видели современные на тот момент технологии, вроде паровых двигателей и телеграфа. В то же время, Фукудзава был поражен количеству железа повсюду, даже среди мусора. Для бедной на металл Японии такая растрата выглядела поразительно. По этой причине японские кузнецы прибегали к сложному процессу ковки железа, чтобы добиться достаточной прочности для катан.
Самые неожиданные для гостей вещи проявлялись в социальных, политических и экономических областях американского общества. И это те направления, которым не уделяется должного внимания во многих научно-фантастических работах, посвященных первому контакту и всему, что следует за ним.
Вне сознания
Чаще всего сценаристы и дизайнеры используют технологические достижения и общий прогресс для создания эффекта культурного шока. Впрочем, тому есть рациональное объяснение.
Запуская Mass Effect и посещая планету Азари или пересматривая «Девятый район» мы обнаруживаем множество параллелей с нашей реальностью. Даже сложное однополое устройство и тысячелетний срок жизни синекожих можно объяснить отсылками к фэнтезийным эльфам. Или суккубам. Смотря кого спрашивать.
Придумывая инопланетную расу, изобретая ее уникальные черты и характеристики творцы используют что-то знакомое, пусть и чуждое. Мы просто не способны представить себе то, что не существует в нашем воображении. Подобно наблюдению за Ктулху, мы видим только оболочку страшного существа, не имея возможности осознать многомерность этого исполина.
Фантазия человечества сгенерировала огромное множество сценариев, с которыми мы может столкнуться в процессе освоения галактики. Мы можем встретить доброжелательных созданий, или искусственный интеллект без толики жалости к мешкам с мясом. Нас могут ждать существа без личности и самосознания, или человекоподобные креветки с экзоскелетами и любовью к кошачьей еде. Чего точно стоит ожидать — так это неожиданность… Но консервы лучше прикупить.
Как думаете, что за особенности человечества покажутся самыми странными для пришельцев? Может быть аниме? Или вера в Богов?
Иллюстрации: Markus Neidel, Milan Nikolic, Edon Guraziu, Hung Bui
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение