Если посмотреть на весь тот путь, который прошла культовая студия BioWare после продажи ее активов компании EA, то становится очень грустно. Начав новую главу своей истории с мощнейшего возвращения к истокам в Dragon Age: Origins и последовавшего вслед за ним суперсовременного Mass Effect 2, все последующие проекты канадского разработчика вновь и вновь разочаровывали преданных фанатов. Падение в липкую бездну началось с однообразного Dragon Age II, который под давлением издателя слепили на коленке в самые сжатые сроки. Ничтожно малое количество локаций, скучные задания, блеклые герои и филлерный сюжет разочаровали даже тех, кто смирился с упрощенной ролевой системой и упором на гомосексуальные отношения между персонажами.
Далее последовала дорогая MMORPG Star Wars: The Old Republic, у которой была масса проблем, из-за чего проект пришлось дорабатывать и перевести в формат F2P. Но настоящей катастрофой для фанатов обернулась Mass Effect 3. По каким-то необъяснимым причинам студия избавилась от своего ведущего сценариста Дрю Карпишина и выбросила оригинальную историю триквела в помойку. Новый сюжет от другого автора оказался настолько провальным, что у поклонников до сих пор болит душа и другие части тела. Я прекрасно помню то время, когда на официальном форуме BioWare в теме с игрой каждый час прибавлялись тысячи негативных комментариев, а рейтинг истории в прикрепленном опроснике отображал рекордные 97% голосов, выбравших “Ужасно”.
С учетом ухода из компании основателей, стало очевидно, что все очень плохо и ждать шедевров не приходится. Тем не менее, студия росла, у нее появлялись дополнительные филиалы, но EA по тем или иным причинам закрывала новые проекты. В результате первой игрой разработчика на PS4 / Xbox One стала Dragon Age: Inquisition, которая по уровню проработки квестов и сюжетных линий недалеко ушла от второй части. Да и в целом игра подозрительно сильно напоминала MMORPG. Да, она была невероятно красивой с прекрасными локациями и очень симпатичными персонажами, но по меркам той самой BioWare, которую мы все так любили со времен Baldur’s Gate 2 и Star Wars: Knights of the Old Republic, история и ролевые элементы в “Инквизиции” были слабыми, а связь с первыми играми серии — слишком тонкой. Было очевидно, что разработчики изо всех сил пытаются обрезать сюжетные линии прошлых частей, которые должны были получить полноценное развитие, чего так хотели фанаты.
Чуть позже EA закрыла еще один проект BioWare, Shadow Realms, а затем вышла Mass Effect: Andromeda, которая запомнилась огромным количеством мемов в интернете из-за чудовищно кривой анимации и страшных моделей персонажей. Ну и, конечно, история была слабее, чем в первых трех играх серии. Не помогли даже красивые локации, отличная боевая система и элементы исследования атмосферных инопланетных миров.
То есть за все эти годы, проведенные с производителем FIFA, студия смогла выпустить лишь две действительно крутые игры, которые были в разработке задолго до сделки с EA. И пока поклонники в очередной раз приносили гвоздику и ставили свечи за упокой в комментариях под новостями о BioWare, я пытался верить в лучшее.
Anthem, совершенно новый IP, созданный, как казалось, под присмотром Кейси Хадсона, вселял в нас робкую надежду, что канадский разработчик сможет вернуться в строй и порадовать чем-то действительно интересным. Ведь новая франшиза — это прекрасный шанс создать что-то инновационное. У студии были развязаны руки, самая современная технология и мощное железо для того, чтобы сделать настоящий шедевр, который мы заслужили. BioWare даже пригласила Дрю Карпишина для работы над игрой (хоть и ненадолго). Что у них в итоге получилось? Давайте разбираться.
Anthem рассказывает историю мира, созданного древними божествами при помощи мистического источника энергии, названного Гимном Созидания. Используя специальные приборы и Гимн, они вмешивались в природу вещей в попытках сотворить новую реальность. В этом процессе что-то пошло не так: божества пропали, Гимн не успел завершить их изначальный замысел, а оставленные без владельцев артефакты начали вызывать катаклизмы. Прошли тысячи лет, но отголоски Гимна продолжают перестраивать окружающую действительность, преобразуя ландшафт планеты, изменяя климат, флору и фауну, делая их опасными для людей.
Сами люди мало знают о прошлом. Человечество пытается выжить в изолированных фортах, защищенных воинами в металлических джавелинах. Роботизированные костюмы и высокие стены стали единственным способом борьбы с опасностями внешнего мира.
Завязка Anthem невероятно атмосферна и благодаря идее о преобразовании реальности в нечто новое должна была гарантировать множество уникальных локаций, историй и неожиданных откровений. Учитывая огромный простор для фантазии с пропавшими богами, оставленными артефактами и метафизическим Гимном, мы ждали что-то действительно незабываемое. Вспоминая Mass Effect 1 и те волнующие моменты, когда мы потихоньку открывали секреты космоса и узнавали судьбу древних рас, у Anthem были все шансы предложить нечто не менее интригующее.
К сожалению, наши фантазии разбились о чугунную жопу реальности. Сценаристы и геймдизайнеры BioWare не удосужились связать историю мира, задания и локации в единое целое, поэтому они существуют отдельно друг от друга. Где-то на фоне, собирая тексты и активируя точки интереса на руинах игрового мира, мы продолжаем получать крупицы атмосферной информации об устройстве вселенной (есть аналог кодекса из Mass Effect, который в Anthem стал в разы короче), но этого слишком мало для глубокого погружения. Огромная проблема игры состоит в том, что сами миссии и сюжет даже не пытаются адекватно познакомить вас со всем тем богатством, которое заложили в проект авторы лора.
Вместо того, чтобы нагнетать мистики и правильно раскрывать сеттинг, отправляя игроков в длительные экспедиции в уникальных локациях постоянно меняющегося по лору мира, вам раз за разом предлагают заниматься отстрелом волн врагов на единственной доступной в игре статичной карте. В кодексе написано про постоянное изменение реальности под действием Гимна, но создателям игры все равно — будьте любезны удерживать точки от волн противников на одной и той же локации, которая не меняется. Максимум, что может случиться, — пойдет дождь или закат сменится ночью. В остальном — все те же замкнутые невидимыми стенами и потолком долины и леса на протяжении всех 30 часов геймплея, что уходят на прохождение.
Там, где Mass Effect радовал планетами со своей историей, персонажами, неожиданными поворотами, дизайном и атмосферой (Иден Прайм, Цитадель, Новерия, Ферос, Тау Артемиды, Вермир, Омега-6 и так далее), Anthem начинает напрягать однообразием, безыдейностью и скучными диалогами. Забудьте об интересном сюжете, эпичных заставках и мощной концовке — в игре ничего этого нет. Иногда кажется, что мы попали в какую-то расширенную версию мультиплеера из Mass Effect 3, но вместо отдельных уровней — живописная очень камерная песочница и несколько пещер в придачу.
В той же Destiny игрокам доступно несколько уникальных планет, но BioWare по какой-то причине нарисовала только одну карту с горами и джунглями, при этом даже не удосужилась сделать ее области максимально различными. И если в самом начале мир кажется огромным, то уже на 10 часу прохождения у вас возникает постоянное дежавю, которое к 20-му часу дополняется тошнотой и глубоким разочарованием.
Вас снова и снова посылают найти пропавших персонажей, собрать светящиеся сферы, руны, мертвых солдат или кусочки артефакта. Никакой особой разницы между ними нет — одни могут висеть в воздухе, вторые расположены на стенах, третьи — всегда лежат на полу… При этом сам процесс выглядит как линейные полеты по маркерам с удерживанием точек и отстрелом однотипных врагов, которые беззастенчиво появляются вокруг вас прямо из воздуха. Если вы хотели реального исследования в духе Xenoblade Chronicles X или Skyrim, то будете в очередной раз разочарованы. Даже в Destiny у Bungie получилось передать атмосферу некоего открытия чего-то действительно внеземного. Но у Anthem нет даже этого.
Печально еще и то, что все эти однообразные миссии вам придется проходить повторно, если вы играете с другом в кооперативе, так как Anthem засчитывает их завершение только у хозяина группы.
Почти всегда разработчики забывают сделать уникальные маркеры для всех членов отряда, поэтому чаще всего вы и другие игроки ищете одни и те же объекты в линейной последовательности, хотя вам требуется найти десяток. Почему нельзя было отправлять игроков в разные точки — не понятно. Авторы Anthem, очевидно, неправильно понимают значение словосочетания “кооперативная игра”. Уже в Borderlands можно было выполнять миссий асинхронно, а совместное прохождение Gears of War предполагало разделение игроков на значимых отрезках локации…
Интересных миссий в Anthem практически нет. За тридцать часов, которые я потратил на полное прохождение сюжета и почти всех доступных сайдквестов, запомнилось только два действительно увлекательных задания. Одна миссия — финальная, а вторая не относится к истории и является “Крепостью” — аналогом страйков из Destiny. В Anthem их всего три. Последние две “Крепости” открываются только после прохождения сюжета.
Ближе к середине истории разработчики опускаются на самое дно, предлагая заниматься прохождением испытаний в открытой игре — как часть основного сюжета. А это значит, что вам придется гриндить — сундуки, противников и предметы. В противном случае вы не сможете получить следующий сюжетный квест. Нечто подобное напрягало еще в Dragon Age: Inquisition и Xenoblade Chronicles X, но там почти всегда были полноценные сайдквесты, а не просто задачи из серии “соберите 15 сундуков”, “убейте 50 врагов определенным способом”, “найдите 10 коллекционных предметов” или “выполните 15 случайных мировых событий”.
Проблема еще и в том, что BioWare не смогла адекватно скопировать идеи нормальных MMORPG (и той же Destiny 2), поэтому в Anthem многие вещи реализованы криво. Разработчики не помечают на карте мировые события — и даже нет таймера до их следующего появления. В отсутствии удобных счетчиков и отображения общественных активностей на глобальной карте сервера вам приходится искать эти миссии вручную. Сменить сервер с ближайшим по времени событием тоже невозможно. Поэтому вам лишь остается летать по всем зонам открытого мира по кругу в надежде, что произойдет чудо — сработает скрипт и перед вами появится мировая миссия… Просто “гениальное” решение!
Такое чувство, что BioWare просто не уважает время своей аудитории, считая, что люди готовы страдать непонятно ради чего. Чтобы завершить эти “безумно увлекательные” испытания и получить доступ к остальной части истории, у меня ушло пять часов реального времени. Удивительно, но весь сюжет, не считая данный гринд, занимает примерно столько же…
Вполне естественно, что из-за кривой реализации после завершения сюжета возвращаться к мировым миссиям уже не хочется, даже несмотря на интересный лут, который там выпадает. Остается верить в глобальные обновления, которые в теории способны довести геймплей до человеческого состояния.
Далее по сюжету вам потребуется собрать раритетные предметы для создания специальной брони. Они выпадают из редких боссов, которые можно случайно встретить во время свободной игры. К счастью, тут у BioWare проснулась совесть, поэтому они открывают сразу две короткие ветки побочных заданий, в которых можно гарантированно получить нужные предметы. Вполне естественно, что эти миссии почти ничем не отличаются от остальных квестов Anthem и предлагают все тот же полет по ключевым точкам с защитой позиции и отстрелом появляющихся из воздуха врагов. Только в этот раз вас ждут скопированные из Skyrim однотипные загадки на вращение обелисков и колец с изображениями тех или иных символов.
Кроме этого, разработчики в очередной раз поленились нарисовать уникальных врагов, поэтому вываливают на арену трех одинаковых боссов. Причем эти противники не предназначены для подобных поединков и из-за рассинхронизации своих атак превращают закрытую арену в одну сплошную область с уроном по площади, от которого невозможно нормально увернуться.
Вы страдаете с глупыми случайными напарниками из сети, так как ваши друзья уже не хотят в это играть, и смотрите на полный бред. История ученого, который вместо того, чтобы аккуратно изучить древний артефакт, просто бьет им о мебель, а потом удивляется эффекту, вызывает стыд за разработчиков. Видимо, сценаристы BioWare вдохновлялись тупыми подростковыми боевиками, типа “Прометея”, но забыли нарисовать эпичную по своей тупости сцену с огромным бубликом. Хотя, стоит признать, что сортирная шутка про задницу босса получилась смешной.
Дальнейшие повороты истории по своей бестолковости и оборванным сюжетным веткам превосходят Final Fantasy XV. Если вы думали, что хотя бы концовка немного раскроет потенциал сеттинга, то будете окончально разочарованы. Никаких красивых откровений и эпичных сцен, в которых силы людей противостоят злу, здесь так и не появилось. Финал истории напоминает разборки гастарбайтеров-наркоманов где-то на задворках Гольяново. Главный злодей получился никаким и с очень шаблонной мотивацией. Внутренний трепет, воодушевление и желание немедленно получить сиквел — все это, к нашему глубочайшему сожалению, закончилось для проектов BioWare сразу после Mass Effect 2.
Удивительно, но это первый большой проект студии, который настолько сильно, в негативном плане, отличается от всего того, что компания делала ранее. Игра отвергает классическую формулу BioWare и отказывается от длительных диалогов с многочисленными персонажами, где вы полноценно отыгрываете роль и таким образом действительно погружаетесь в атмосферу. Здесь нет кольцевого или рамочного меню с возможностью выбрать пункт “Узнать больше” и расспросить героев обо всех интересующих вас вопросах. Повествование в Anthem делает упор на бессмысленные разговоры по рации прямо во время экшена и линейные диалоги, в которых персонажи говорят сами по себе — без вашего участия. Это очень неправильная подача, так как вы заняты поединком и чатом с друзьями по гарнитуре, поэтому погружаться в историю таким образом в любом случае просто невозможно.
Иногда разработчики вспоминают про выборы, позволяя вам принимать решения с помощью зажатия левого или правого триггера, но все это ни на что не влияет. В Mass Effect и Dragon Age: Origins вы могли повести историю другими путями, изменить мнение персонажей о себе, повлиять на мировоззрение ваших напарников и иначе завершить тот или иной квест. В Anthem всего этого нет. Скажите ли вы, что любите приключения или просто делаете свою работу, не изменит ровным счетом ничего.
Бесполезными выглядят и многочисленные неигровые персонажи в городе, которые основное время не интерактивны. Иногда вы можете поговорить с ними, но происходит это каким-то случайным образом. При этом сам разговор будет максимально бессмысленным и глупым. Никакого квеста или прибавки к опыту героя вы не получите. Да и они просто не интересны. Истории о проблемах торговцев фруктами и выпечкой в рамках местного сюжета выглядят настолько чудовищно, что сложно поверить, что перед нами новая дорогая игра от BioWare, а не очередной анимешный проходняк в духе God Eater 2 или Atelier Lydie.
Очевидно, что в какой-то момент разработчики сами поняли, что сделали ерунду, поэтому привязали эти бессмысленные диалоги ни о чем к росту репутации среди тех или иных фракций в хабе. Со временем они открывают новые чертежи для крафтинга. Но как это связано с разговорами про выращивание пшеницы в домашних условиях, которые заканчиваются ничем, решительно непонятно.
Забавно, но ближе к финалу сюжета герой говорит другому персонажу, что не занимается поиском людей и трупов, хотя вся игра состоит из одинаковых квестов, в которых вы ищете пропавших ученых и мертвых солдат. Сценаристы BioWare просто не играли в собственный проект!
Окружение никак не реагирует на ваши заслуги. Люди форта не празднуют по случаю вашей победы. Это выглядит не просто убого относительно недавнего Red Dead Redemption 2, где персонажи устраивали гуляния с танцами у костра и игрой на гитаре, но и уже старого Dragon Age: Origins, в котором была мощная и очень атмосферная сцена со всеми персонажами и празднованием в честь вашей победы в финале истории. Даже в “Инквизиции” присутствовала проникновенная и очень трогательная заставка, когда герои поют у костра. Anthem же чувствуется настолько мертвой и синтетической, насколько это вообще возможно. Одна и та же локация, одни и те же враги, одни и те же ситуации, мертвый город, состоящий из двух дворов и пяти помещений — все это слишком искусственно — даже по меркам неудачной Mass Effect: Andromeda.
Зато хочется похвалить людей, которые создавали полеты и боевую систему. Они немного вытягивают игру из зловонной массы липкого уныния. BioWare продолжает развивать концепцию механики Mass Effect, отказываясь от системы укрытий, но добавляя те самые полеты на джавелинах. Управление на геймпаде идеально, вы ощущаете себя Железным человеком и быстро меняете положение персонажа на трехмерной карте, используя перепады высот и неровности ландшафта для того, чтобы получить преимущество над врагом.
Так как отряды противников появляются из воздуха вокруг персонажа, вам приходится постоянно менять позицию, что делает битвы еще более динамичными. Правда такой спавн не дает вам возможности построить нормальную тактику заранее.
У вас есть сразу несколько способностей, которые удобно разнесены по тем или иным кнопкам и их комбинациям, почти все они быстро перезаряжаются, вы не отвлекаетесь на кольцевые меню и темп битв не снижается. В результате в Anthem самые динамичные битвы среди всех проектов компании. Жаль только то, что разработчики нормально не объясняют систему комбо, из-за чего не всегда понятно, как создавать эффективные цепочки ударов.
Всего на выбор в игре представлены четыре типа джавелинов — каждый со своим уникальным внешним видом и специальными талантами. Вы можете выбрать универсального Рейнджера; использовать очень фановый Шторм и его преимущества в полетах и стихийных атаках; ловкого, но сложного в позиционировании Перехватчика, который быстро орудует клинками в ближнем бою, создавая серию комбо; или тяжелого Колосса — местного танка. Последний лучше всего подходит для осмысленной кооперативной игры в полной партии. Он ощущается довольно вариативным и радует наличием уникальных пушек и специальных патронов, которых нет у других классов.
Настройка происходит путем инсталляции модулей, пушек, гранат и других предметов в меню кастомизации вашего боевого костюма в городе. Каждый из них дает те или иные бонусы или способности. Например, метательные снаряды могут быть совершенно разных видов — начиная от самонаводящихся боеголовок, мелких, но многочисленных ракет, кислотных залпов, осколочных, огненных, ледяных гранат или даже заряженных сгустков энергии.
Оружие тоже отличается по ощущениям от стрельбы, даже несмотря на слабый дизайн и повторное использование моделей, где разработчики лишь перекрашивают цвета. Одни стволы имеют разброс, другие — сильную отдачу, третьи — медленные, но сильные, другие стреляют очередями разной длины или хорошо действуют только на близких дистанциях. Можно даже встретить снайперку, которая стреляет очередью.
Все это делает игровой процесс не настолько монотонным, как непосредственно сами сценарии миссий. Особенно первые 10 часов геймплея. Правда со временем не помогает даже вариативная настройка джавелина. Как показала практика, бонусы всех этих съемных деталей постоянно повторяются, но с другими числами, поэтому к середине истории вы просто отсеиваете весь высокоуровневый мусор и раз за разом выбираете одни и те же самые рабочие варианты.
Случайное выпадение лута недоработано: предметов всегда достаточно, но часто вы получаете высокоуровневый модуль с низкими характеристиками. При интеграции в костюм общий уровень джавелина увеличивается, но по факту вы сильно теряете в реальных показателях.
Некоторые игроки также сообщают, что Anthem может “порадовать” легендарным лутом с… нулевыми бонусами. То есть вы вкладываете свое время и десятки редких предметов в создание вещи, а на выходе получаете мусор. Возможно, это такой странный способ сбалансировать оружие. Правда, зачем? В Anthem даже нет PvP.
Меня также разочаровало отсутствие адекватной настройки костюма. За всю игру я получил только три варианта внешнего дизайна джавелина, один из которых базовый, а второй шел бонусом к коллекционной цифровой версии для ПК. В результате вам остается лишь раскрашивать броню в разные оттенки и рисунки, а также менять текстуры у материалов.
Вариантов украшалок в магазине довольно мало и большая часть выглядит посредственно, но при этом ценники выставлены просто заоблачные. Я потратил 30 часов на игру и смог купить только раскраску N7 из Mass Effect и третий дизайн костюма. Конечно, это сделано для того, чтобы пользователи покупали немногочисленные вещи за реальные деньги. Забавно, что EA так и не оптимизировала работу серверов Anthem, поэтому я так и не смог вложить кровно заработанные рубли в игру — меню магазина постоянно выдавало ошибку.
После финала вам открываются новые побочные задания и испытания, две Крепости и возможность перепроходить миссии, а также намек на продолжение. Но вы больше не хотите “осваивать” этот удивительный “контент”. Лучше потратить свое драгоценное время на другие — более интересные релизы.
Даже после нескольких патчей Anthem продолжает страдать проблемами технического характера. Вылеты с сервера в главное меню ПК-версии у нас происходили примерно каждые полтора-два часа. После чего при загрузке игра могла сбросить уровень персонажа до первого. К счастью, его можно восстановить еще одной перезагрузкой. Естественно, все это отнимает ваше время, а со временем и нервы.
Иногда Anthem не засчитывает ваши попадания по врагам, которые продолжают бегать или стоять на месте, а потом просто растворяются в воздухе. Тот, кто придумал считать урон на сервере в кооперативном шутере против врагов, которыми управляет ИИ, достоин особенной награды.
Кроме этого, разработчики так и не исправили проблему с неработающим выбором разрешения экрана, заикающимся звуком, не всегда срабатывающими кнопками и HDR. На консолях динамический диапазон просто не работает, а на ПК при игре на LG OLED Anthem по каким-то неведомым причинам включает Dolby Vision и показывает вам черную картинку. Поэтому приходится вручную выключать Deep Colour в настройках HDMI телевизора, отказываясь от бенефитов современной технологии. Это первая игра, в которой мы столкнулись с такими проблемами на 4K/HDR-панелях.
Из мелких графических недостатков я заметил только стаи птиц, которые обожают проваливаться в текстуры скал, и баг с отображением джавелина в кузнице. При смене типа вашего боевого костюма модель может отображаться неправильно. Из-за вылетов с сервера у робота могут слететь настройки цветов и рисунков.
Что касается консолей, то на Xbox One X Anthem выглядит четко, но работает нестабильно и может закрыться сам по себе, вылетев в дашборд системы. Естественно, что та красивая демонстрация с E3 2017 оказалась очередным фейком. Даже на самом мощном ПК игра выглядит хуже, чем на первом показе проекта.
На обычном Xbox One Anthem постоянно тормозит и смотрится слишком размыто для комфортной игры. Версия для PS4 Pro оказалась лучшей среди консолей, но только если вы выставили в настройках системы 1080p. В этом случае вы получаете относительно стабильные 30 FPS без постоянного тиринга, детализацию как на Xbox One X, но сама графика проигрывает лучшим настройкам ПК-версии, где игра выглядит просто великолепно, даже несмотря на даунгрейд относительно первого “геймплея с Xbox One X”. Все скриншоты для этой статьи были сняты мною с версии для ПК на максимально возможных настройках графики.
Раньше, когда выходил новый проект от BioWare, — это был настоящий праздник и главный претендент на звание лучшей игры года. Для многих из нас эти RPG становились особенными, любимыми на долгие поколения вперед. Сейчас же перед нами проходной продукт, созданный полой оболочкой некогда великой студии в жалких попытках Electronic Arts запрыгнуть на уходящий поезд Destiny. Сложно сказать, что ждет впереди эту игру и создавшую ее компанию, но у нас есть серьезные опасения, что ничего хорошего. И если вы играете на обычном Xbox One или S, то можете смело вычитать из итоговой оценки один балл.
Игра пройдена на PC
- ASUS ROG Strix GTX 1080 Ti — 011G — Gaming
- Intel Core i7 7700 Kaby Lake 3600 MHz
- ASRock Z270 Gaming K4
- 16GB RAM
Оставить сообщение