В дальнем углу комнаты стоял мужчина. Его лицо скрывала темнота. Через занавешенное окно пробивался лунный свет и в нем виднелся лишь силуэт. Низким и ровным голосом он сообщил мистеру Харкину, что ему предстоит остаться как минимум на неделю. Больше мистера Харкина никто не видел, по крайней мере живым. Это одновременно и детектив и хоррор — британский канал BBC One выпустили сериал ”Дракула” (Dracula). Его авторами стали Марк Гэттис и Стивен Моффат — тот самый дуэт, что подарил нам нового Шерлока Холмса.
Современная история интеллигентного графа-вампира снята в трёх полуторачасовых эпизодах, и они позволяют взглянуть на классического персонажа романа Брэма Стокера разных сторон. Теперь это не только чудовище, но харизматичный джентльмен с холодной головой и через призму его восприятия Моффат и Гэттис ставят под сомнение все суеверия и байки, какие мы знали о вампирах.
События первого эпизода разворачиваются в Трансивальнии. На дворе 1897 год. В замок графа Дракулы приезжает тот самый Джонатан Харкин, опытный юрист. Его наняли помочь с оформлением документов на крупную сделку — в скором времени хозяин замка собирается сменить место жительства переехать в Англию. Когда дела с бумагами улажены, граф просит гостя задержаться и пожить с ним некоторое время, рассказать больше об англичанах и поделиться опытом жизни в этой стране.
Странным образом Джонатан не в силах устоять перед гипнотическим голосом и манерами Дракулы. Готов поставить чеканную монету, не устоите и вы — образ вампира в этот раз взял на себя датский актёр Класс Банг, и его природному обаянию сложно сопротивляться. Его герой получился одновременно притягивающим и загадочным. Холодная харизма и безупречные манеры сочетаются с каменным спокойствием и хитростью. От него почти буквально веет опасностью и смертью.
С течением времени (уже к финалу второго эпизода) возникло желание узнать о графе чуть больше, захотелось историй о его прошлом и возможно, уместным был бы ориджин.
На моей памяти это один из самых ярких персонажей на ТВ за последние годы. Иронично, однако сильнее всего он напомнил мне Джима Мориарти — главного соперника Шерлока Холмса. Некоторые скажут, что Гэттис и Моффат ушли в самоповтор, но я готов с ними поспорить. Во-первых, центральный персонаж — злодей по умолчанию, во-вторых, в другом образе раскрыть его должным образом было бы гораздо сложнее.
Ключ к правильному образу кроется в противоречивости самого героя. Центральный персонаж есть воплощение зла, а потому традиционные приемы в отношении него не работают. Тут нужна харизма. Ближайший пример? Конечно, Мориарти. Рискну предположить, что Моффат и Гэттис опирались на сухой опыт: у героя Эндрю Скотта в “Шерлоке” было не меньше поклонников (и поклонниц, конечно), чем у самого мистера Холмса. Проверенная формула работает и здесь.
Сценарий противопоставляет Дракуле его главного соперника — охотника на вампиров Ван Хельсинга. Точнее, в этой версии это охотница по имени Агата. Она неотступно преследует графа и пытается помешать его планам.
Во второй главе Дракула отправляется в путешествие — Англия ждёт. Граф пересекает океан на корабле ”Деметра” в компании экипажа и нескольких пассажиров. Этот эпизод до ужаса напомнил мне другую классику, детективную — ”Убийство в Восточном экспрессе”. Здесь тоже есть темный пассажир, однако мы с самого начала знаем, кто он — в отличие от несчастных людей на корабле. Моффат и Гэттис методично и осторожно рисуют вокруг своего центрального персонажа мрачную атмосферу смерти. В интересах вампира не только банальная жажда крови, но и желание перенять опыт своих жертв; при укусе злодей забирал их знания вместе с жизнью. По-моему, эта маленькая деталь отлично сработала, она придает персонажу глубины и некоторый пижонский оттенок. В одной из сцен Дракула между делом подмечает: ”ты — это то, что ты ешь”. Вот уж действительно.
Третий эпизод переворачивает все с ног на голову. Классические мотивы хоть и скользят насквозь через сюжет, но меняется время — Дракула попадает в Англию, но на дворе уже наши дни. Вдаваться в подробности не стану, но вам стоит знать, что этот смелый шаг стал ещё одной ступенькой, которая выделяет сериал среди предшественников. В последней серии Моффат и Гэттис показывают, какой могла быть стать современная интерпретация персонажа, и копаются в природе суеверий. Делают это смело и с насмешкой отрицая все традиционные представления о вампирах. Гэттис тут взял для себя небольшое камео и выступает в некотором роде адвокатом дьявола, от чего наблюдать за историей становится ещё интереснее.
Если вынести за скобки сюжетную составляющую, останется безупречный стиль — величественные декорации в готическом стиле, плавная работа камеры и общее богатство картинки. Создатели шоу не ограничиваются в демонстрации насилия, крови и сцен с наготой — все показано без прикрас и компромиссов, как оно есть. При этом, несмотря на общую мрачность происходящего здесь не забывают о юморе, по-британски насмешливом и своеобразном. ”Ты монстр!” — надрывно кричит Джонатан Харкин своему мучителю. ”А ты — адвокат. Никто не идеален”, — спокойно и безучастно отвечает ему граф Дракула.
Главная изюминка “Дракулы” кроется во внимании к деталям, которые в свою очередь дают проекту стиль. Этим новый сериал знаменитого британского дуэта не похож на другие — как они сумели вернуть на экраны Шерлока Холмса, также на высоте представили нам графа Дракулу. Я совсем не поклонник подобного жанра, но здесь был просто очарован.
Новый сериал ”Дракула” это любовное письмо классическому хоррору, написанное холодным страхом и кровью. В этот трёхчастный пассаж Моффат и Гэттис сумели привнести толику оригинальности и стиля. Телевизионный 2020 год начался восхитительно.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение