В российский прокат вышел фильм “Просто помиловать” Дастина Кретона, и он отчаянно бьет в болевую точку: у меня с детства обострено чувство справедливости, и я близко к сердцу принимаю ситуации, в которых люди поступают нечестно в отношении друг друга. Вдвойне дискомфортно становится, когда узнаешь, что лента основана на реальных событиях, а все герои в ней — настоящие люди.
Молодой адвокат Брайан Стивенсон (Майкл Б. Джордан) начал практику в социальном фонде. Организация предоставляла юридическую помощь малообеспеченным осужденным. На одной из общих консультаций в тюрьме герой встречает Уолтера Макмиллана по кличке “Джонни Ди” (Джейми Фокс). Мужчина осужден на смертную казнь за убийство, которое, по его словам, он не совершал. Брайан вырос в бедном районе среди таких, как Уолтер, а потому для него это личный вызов. Он берется за дело с твердым намерением разобраться в ситуации и помочь осужденному. Вместе с ним работает юрист Ева Энсли в исполнении Бри Ларсон. Прозвучит странно, но у нее получился настолько “второстепенный” и безликий персонаж, что я вспомнил о ней уже после финальных титров. В этом, к счастью, единственный недостаток фильма.
Нарратив “Просто помиловать” показался мне до боли знакомым, и если поначалу я не мог понять, где уже видел нечто подобное, то чуть позже вспомнил — романы Артура Хейли. В литературе произведения канадского прозаика превратились в отдельный жанр так называемого “производственного романа”: о работе отеля, аэропорта, больницы, телевидения. “Просто помиловать” показывает деятельность судебной системы США (и штата Алабама в частности) — причём самую ее неприглядную сторону, в которой афроамериканцы автоматически признавались виновными по факту подозрения со стороны следствия. Не было надёжной доказательной базы, не было четкой структуры обвинения.
В случае Уолтера Макмиллана обвинение опиралось на показания одного-единственного свидетеля, другого заключенного, который вообще вряд ли мог иметь хоть какое-то отношение к делу. Стивенсон начинает распутывать клубок противоречий, однако сталкивается с большим сопротивлением на каждом этапе. Режиссёр Дестин Креттон как никто другой умеет передать напряженную атмосферу и правильно показать эмоции героев – без пафоса, но с необходимым надрывом (вспомните хотя бы его драму “Короткий срок 12). Так и здесь: “Джонни Ди” и его семья оказались заложниками сломанной системы, ошибка в которой стоила шести лет жизни.
В лучшие моменты фильм хочется сравнить с кинговской “Зелёной милей”, больший эффект придаёт осознание того, что все это не ночная выдумка талантливого писателя, а реальные события. Также велика заслуга Майкла Б. Джордана. До этой работы он казался мне парнем, которому только боксеров играть, да супергероев во второсортных лентах (привет “Фантастическая четвёрка”). В “Просто помиловать” он раскрывается как сильный драматический актёр, чего стоит одна только финальная речь в суде — мне она запомнилась особенно — заряженная, но без пафоса. Брайан обратился к человеческой стороне судебной системы и это сработало. Этот способ однажды использовал Мартин Лютер Кинг и судьба Стивенсона и Макмиллана лишний раз доказывает, что несправедливость можно победить только честностью и сердцем.
Кроме этого картина очень хорошо раскрывает тему тюремного заключения в целом. Ближе к середине есть несколько сцен, посвященных смертной казни и тому, как человек ее принимает. В них показана история мужчины, ветерана войны, который смастерил бомбу и взрывом случайно убил женщину. Несмотря на очевидную вину все это вызывает противоречивые чувства.
“А что же в итоге?” — спросите вы.
“Просто помиловать” понравится тем, кто любит фильмы “разговорного” жанра, ценит детальный подход к каждой сцене и с особым трепетом относится к актерской игре. С чисто человеческой точки зрения мне бы хотелось, чтобы этот фильм увидели как можно больше людей: когда в мире есть несправедливость, о ней нужно говорить вслух, говорить громко, чтобы люди научились не повторять ужасных ошибок. В противном случае жизнь тех, кто по стечению обстоятельств оказался за решеткой, просто так продолжит оставаться кошмарной комнатой ожидания, где человек заперт и не в состоянии помочь себе сам.
Мы можем этого избежать и судьба Уолтера Макмиллана — яркий тому пример.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение