Франция, апрель 1917 года, Первая Мировая война в самом разгаре. Двое молодых солдат — Скофилд (Джордж Маккей) и Блейк (Дин-Чарльз Чепмен) — лежат под деревом. Через несколько минут они получат приказ и отправятся на линию фронта, чтобы отменить атаку союзного батальона и спасти полторы тысячи военных, которые могут погибнуть в засаде.
Британский режиссёр Сэм Мендес снял новый фильм с коротким заголовком “1917” — только год и ничего лишнего. В основу картины легла история его деда, ставшего участником тех ужасных событий, а потому эта история для постановщика во многом личная, и он блестяще отразил это на экране.
Оператором стал Роджер Дикинс — известный в Голливуде человек и старый друг Мендеса. Для “1917” Дикинс выбрал неочевидное решение: съёмка всего фильма одним планом без монтажных склеек в стиле Эммануэля Любецки. С первого до последнего кадра камера неотступно следует за героями не прерываясь на монтажные склейки. Безусловно, они там есть, но выстроены таким образом, что их не видно.
Впереди у Скофилда и Блэйка долгий и непростой путь: героям предстоит пройти максимально близко к позициям врага и напряжение ощущается с самого начала, однако события развиваются без спешки. На моей памяти это один из самых неторопливых фильмов о войне. Путешествие по нейтральней территории и меланхоличная беседа перерастает в неожиданную встречу, в гонку со смертью и со временем разом.
Две ведущие роли у Сэма Мендеса отданы малоизвестным актерам, а их путешествие из точку А в точку Б завязано на важном поручении, непрерывность кадра передает уникальный опыт: ты с героями находишься каждую секунду их пути, видишь каждый шаг и проживаешь эту опасную дорогу вместе с ними. В значительной степени “1917” это разговор со зрителем — без слов, через сцены и образы, которые оператор Роджер Дикинс заложил в монтаж. Разговор получился почти интимный, и ближе к середине я поймал себя на мысли, что невероятно переживаю за этих ребят, хотя всего лишь около часа наблюдаю за их походом.
Работа проделана феноменальная: в ключевой батальной сцене задействованы сотни человек, герой бежит сквозь толпу, падают снаряды и один взрыв гремит за другим — но камера ни на секунду не покидает место действия и те 15 минут я сидел буквально вжавшись в кресло. Но эффект напряжения работает и в долгосрочной перспективе — фильм просто не дает тебе расслабиться и выровнять дыхание. Для современного кино это редкий и важный стиль, который пришелся к месту в драме о Первой Мировой войне.
Если вынести за скобки техническое исполнение, что останется у “1917”? Больше, чем может показаться на первый взгляд. Зачастую военные драмы преисполнены высокопарными монологами, незабвенным пафосом и ура-патриотизмом. Здесь этого практически нет. Сэм Мендес на первый план выводит ценность человеческой жизни, тех, что пытаются спасти героев и их собственную. Фильм не читает мораль о святом долге и подобных вещах, но с самого начала честно и по простому обозначает, в чем цель и почему ставки высоки. Это достойно уважения и лично для меня это был один из решающих моментов, благодаря которым я буду говорить — 1917 отличный фильм.
Я могу назвать себя пацифистом и мне бывает трудно проникнуться военной тематикой, но здесь я дрогнул, последний раз такое было с фильмом “Спасти рядового Райана”. В этом вся соль: война была есть и будет безжалостной мясорубкой, которая перемалывает человеческую жизнь в борьбе за власть, деньги, идеалы и иногда — за свободу. Глядя на нее стороны трудно не почувствовать тяжесть на душе — ты видишь множество людей, которые гибнут в мгновение ока — вот они есть, а через секунду их уже нет. Мало кому под силу вынести такое с каменным лицом, однако по-настоящему проникнуться судьбой солдата можно лишь пристально смотря на него.
Именно на этом поле и сыграл Сэм Мендес в “1917”. Историю бессмертного подвига режиссер услышал от своего деда Альфреда, которую ветеран описал в своей книге Autobiography of Alfred H. Mendes (1897−1991). Получилось нетривиально и это заметили представители Американской киноакадемии. Фильм “1917” получил 10 номинаций на “Оскар”, в том числе за лучший фильм, лучшего режиссера и лучший сценарий. Несколько лет назад я написал авторскую колонку о том, что все кинопремии это субъективная история, и сегодня останусь верен себе.
Картину стоит посмотреть вне зависимости от того, сколько наград в ночь на 10 февраля заберет фильм — это торжество киноязыка, в котором идеи и работа многих людей передают не просто картинку в движении, но эмоции, состояние и трагедию, где главным врагом оказывается не солдат по ту сторону баррикад, а неумолимый бег времени. Как любой хороший фильм о войне, “1917” на самом деле глубоко пацифистский и показывает насколько хрупок каждый человек в ужасных условиях, которые создает вооруженный конфликт.
Фильм “1917” запомнился мне своей универсальностью, сочетанием художественных приемов, которые в полной мере отражают идею о скоротечности времен и дополняют ее. Таких картин в последние годы очень мало — они показывают нам, насколько сильным и выразительным может быть киноязык.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение