«Овервотч! Овервотч, овервотч, овервотчовервотчовервотч. Овервотч…»
– Редакция ProGamer.ru, лето 2016 г.
Помните Team Fortress 2? Нет, не ту интерактивную торговую площадку, где между сеансами обмена вещей с сомнительными школьниками можно немного пострелять, а настоящую Team Fortress 2, захватывающую командную игру с тоннами тактик, классовым разнообразием, тематическими празднествами и прочими вкусностями. Помните? Ну, тогда забудьте ко всем чертям, ибо Overwatch – это все то, чем была хороша Team Fortress 2, только в десятки раз шире, разнообразнее и веселее.
Мы о-о-очень поздно подключились к предрелизному хайпу, но отдались ему без остатка. Пока трейсероуважаемый Фростбайт всех без разбору кличет редисками и переманивает под свои знамена, а выделенные под написание обзоров вечера проходят в попытках одержать верх над противниками на солнечном Илиосе, сомнения стремительно испаряются: Blizzard успешно заняли очередную жанровую нишу, причем заняли надолго.
Самое забавное – никто особо не скрывает, что в своей сути это та же Team Fortress 2. Игроки аналогичным образом собираются в команды, выбирают себе героев в соответствии с обязанностями – штурм, защита, танк или саппорт, – и сражаются за превосходство на контрольных точках. Разве что вагонетки толкать не над… А, нет, все-таки надо. Вы поглядите-ка на этих подлецов!
Но на самом же деле все чуточку сложнее, и объяснить, почему жалкая пародия оказалась лучше неповторимого оригинала, в пару строк не получится.
Для начала, Overwatch все-таки чуточку MOBA. Обошлось, слава богу, без крипов и лейнов, однако, как и во всех этих ваших «дотах» и «лолах», у персонажей есть уникальные способности, в том числе ультимативные и пассивные, прямиком влияющие на тактику, поведение и функционал. У Valve в этом плане все гораздо проще: там хоть и есть классы с разными сферами применения, разница между ними зачастую не настолько колоссальная, чтобы ощущения от процесса хоть как-то изменились. И чем больше часов ты вкладываешь в баталии красных с синими, тем неприятнее это осознавать.
Здесь каждый герой – фактически отдельная игра. Захотели Call of Duty? Пожалуйста, у Солдата-76 даже винтовка будто из Advanced Warfare. Приспичило чего-нибудь с привкусом Unreal Tournament? Тут как раз освободилась Фарра со своим рокет-лаунчером. Или, вон, Жнец, уплетающий души павших врагов вместо аптечек – чем не новый DOOM? А коллеги тут подсказывают, что Симметра – это чистая The Wheel of Time, о которой мы вскользь писали совсем недавно. Пускай отведенные персонажам роли давно уже приелись, местные их интерпретации выглядят как никогда свежо и отличаются друг от друга ровно настолько, чтобы постепенно хотелось попробовать всех. Узнавать тонкости, скажем, класса поддержки после двух недель танковой деятельности – все равно что заново открывать для себя Overwatch. Удовольствие, то есть, ни с чем не сравнимое.
Но, естественно, говорить о какой-то там сверхоригинальности при таком раскладе не приходится. Абсолютно все геймплейные шестеренки, не считая, может быть, пары-тройки самых неприметных, без лишней скромности позаимствованы у других проектов, и Blizzard за это не похвалишь. Их заслуга скорее в том, что они смогли объединить столько кардинально разных идей в одну беспрецедентно рабочую, увлекательную и, самое главное, цельную механику. Из нее не торчат франкенштейновские швы на стыках чужих концептов – разве что аккуратные стежки, объединяющие весь жанровый опыт в теплейшее лоскутное одеяло. Мы-то, будучи редкостными занудами, расковыряли все до основания и нашли дюжину источников вдохновения, но при непосредственной игре не видишь ни «анрилов», ни «колофдути», ни «тимфортресс». Видишь только назойливую Трейсер на точке и Турбосвина, угрожающе нависшего над медиком твоей команды с заготовленной «ультой». Видишь только Overwatch.
Зато благородный плагиат сделал игру дружелюбной и понятной для всех. Поскольку изо всех щелей лезут знакомые элементы геймплея, освоиться среди них можно буквально за считанные секунды. Тем не менее, предельно легкая механика, вместившаяся даже в узколобые консольные будни, вышла достаточно глубокой для звания новой киберспортивной дисциплины.
Из Overwatch получился, должно быть, самый командный шутер на нынешнем рынке. Какая-нибудь Counter-Strike: Global Offensive, несомненно, тоже напирает на слаженность действий – но и та нередко позволяет себе театр одного актера даже на профессиональном уровне. Overwatch такое пресекает сразу: можно щеголять точностью, скоростью реакции – но играть лучше всех не получится по определению. Хоть ты тресни, всегда будет герой, который «законтрит» тебя в считанные мгновения, если за спиной не окажется верного товарища. Вспоминаем про ограничение в шесть человек на команду – и хочешь не хочешь, а придется вертеться сообща, потому что каждый соратник на вес золота.
Грамотная коммуникация зачастую определяет, пройдете вы победным шагом сквозь все вражеские преграды – или же окажетесь по ту, позорную сторону «Лучшего момента матча», где на вашем трупе упражняются в приседаниях. Совершенно случайные группы людей вдруг действительно начинает беспокоить, что команде не хватает хилера и что простаивает груз; в чате кипит обсуждение потенциальных стратегий, для реализации которых формируются ролевые комбинации, а после введения соревновательного режима голосовой канал в кои-то веки используется не только для оглашения неутешительных диагнозов и выявления внезапных родственных связей. В общем, все как в постановочных демонстрационных роликах – красивая и плавная командная работа. Только здесь постановка не требуется, потому что к взаимодействию игроки приходят естественным путем, и это очень, очень круто. Редкая сетевая игра так акцентирует внимание на выполнении задач, а не на личном первенстве.
Но не крепкой шутерной составляющей единой. Кроме нее, Team Fortress 2 отличает кое-что еще – продуманная вселенная, яркие, запоминающиеся персонажи и мелкие, но чрезвычайно значимые сюжетные вставочки фоном. Поскольку для многих это все еще главный повод уважать Valve, поставить на колени их детище пришлось и на этом поле.
Первое впечатление, правда, такое себе: какой-то робот-монах, корейская девочка в розовой мехе, типичная русская баба-качок, Клинт Иствуд мелкого пошиба – бешеная палитра действующих лиц сошла бы для F2P-побрякушки, арт-директор которой в школьные годы явно перебарщивал с карикатурами. Однако стоит углубиться во все это безобразие, и у игры открывается второе дно, где все без исключения персонажи обладают детальной биографией, формирующей необъятный и постоянно пополняемый лор. Можно запросто узнать, например, что это за «Овервотч» вообще такой, откуда у гигантской гориллы ученая степень и почему D.Va, та самая барышня с экзоскелетом, изъясняется на геймерском жаргоне. Будьте уверены, из ниоткуда тут ничего не берется. Даже русская баба-качок.
Примечательно, что никто эту информацию с порога не навязывает. Более того – некоторые факты и вовсе обнаружат только самые пытливые игроки. Местная история крошечными фрагментами сочится из официальных короткометражек, спонтанных внутриигровых диалогов, ARG-ивентов и многих других источников – вплоть до дизайна карт, набитых пасхалками. Blizzard по полной используют свои новые повествовательные методы, неожиданные для насквозь сетевой игры, и оставляют знакомство с эпическим бэкграундом полностью на ваше усмотрение.
В результате, даже если сюда приходишь исключительно ради мультиплеера, рано или поздно возникает желание заглянуть в сюжетные дебри. И когда это происходит, оторваться уже практически нереально: прослеживая логику изображаемого мира через такие вот мелочи, волей-неволей начинаешь проникаться к нему неподдельным интересом, а первоначальная настороженность по отношению к героям быстро сменяется крайней симпатией. Ей-богу, не источай Overwatch такую харизму, путь к сердцу массового игрока был бы для нее по меньшей мере вдвойне труднее.
Прибавить к этому стоит еще и визуальный ряд, одновременно выразительный и максимально читабельный. После него от игр вроде Battleborn начинают обильно кровоточить глаза, не говоря уж о сезонных блокбастерах, из года в год только теряющих жизнерадостные краски. По-диснеевски придурковатая стилистика нисколько не сбивает с толку, напротив – в незамысловатых линиях и простых текстурах моментально идентифицируются силуэты героев, по гиперболизированным движениям которых легко понять, чем они заняты, а каждый клочок декораций обладает отчетливым настроением. Так что, скажем, угрюмую Кингс Роу в викторианских тонах вы никогда не спутаете с высокотехнологичной башней Лицзян, да и скакать по (пока что) скромному списку карт надоест благодаря колоритному оформлению не скоро.
Совокупные впечатления от всего вышеописанного – фантастические. Когда новый проект Blizzard только маячил на горизонте, мы и подумать не могли, что проведем лето, изучая факты из жизни Роковой вдовы и спихивая друг на друга неблагодарную роль саппорта. Уже и сон не кажется такой важной процедурой в свете грядущего престижа, ради которого хочется втиснуть матчик-другой в занятые будни. Так ли нам нужны новые идеи, раз уж со старыми в правильном исполнении настолько интересно?
Если не цепляться за титулы, у Overwatch в запасе сотни, а то и тысячи часов веселья, челленджа и тактики на пике удовлетворения. Ну, а если все-таки развешивать ярлыки – да, это лучший мультиплеер года. Так сделать в ближайшее время не смогут точно.
По материалам: www.progamer.ru
Оставить сообщение